• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Распознавание лицевой экспрессии детьми с дискалькулией

ФИО студента: Баулина Мария Евгеньевна

Руководитель: Косоногов Владимир Владимирович

Кампус/факультет: Институт когнитивных нейронаук

Программа: Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

Дискалькулия развития - вариант специфического расстройства школьных навыков, характеризующийся трудностями освоения математики. Ее распространенность колеблется от 3% до 8% (Rubinsten & Henik, 2009; Rapin, 2016). Математическая успеваемость зависит от специфических навыков работы с числами, необходимых в каждой области математики, и развития сложных когнитивных функций, среди которых исследователи чаще всего отмечают зрительно-пространственную рабочую память и способности к обработке числовых значений. В то же время существует множество исследований, поддерживающих идею о специфическом для конкретной предметной области дефиците, связанном с дискалькулией, из-за трудностей в понимании базовых числовых концепций, таких как сравнение величин или счёт. Следовательно, возникает следующий исследовательский вопрос: характерны ли трудности с распознаванием лиц и эмоциональной экспрессии при дискалькулии, и, если да, может ли это расстройство указывать на наличие общей причины когнитивных нарушений при дискалькулии и некоторых других нарушениях в обучении в виде нарушения зрительного восприятия? Проблема изучения восприятия лицевой экспрессии при дискалькулии включает в себя два аспекта. Первый из них связан с тем, что существует множество публикаций, касающихся сопутствующей патологии дискалькулии в виде коморбидности с дислексией. При этом часто встречаются работы, описывающие нарушения в восприятии лицевой экспрессии при дислексии, но практически нет работ, посвященных аналогичным нарушениям при дискалькулии. Второй аспект касается описания одних и тех же областей мозга, связанных с дискалькулией и восприятием лицевой экспрессии; однако дискалькулия и лицевая экспрессия при этом описываются отдельно. Обработка эмоций отличается от парадигм «чистого» восприятия лица во многих аспектах, однако многие современные работы показывают, что в «чистой» обработке лиц и мимических выражений гораздо больше общего, чем казалось раньше (Guyer et al., 2008; Thome et al., 2022; Zinchenko et al., 2012). и др., 2018). Распознавание лица и мимических выражений можно рассматривать как еще одну, вероятно, нарушенную функцию у лиц, страдающих дискалькулией. Перспективной можно считать возможность расширения сферы исследований дискалькулии за счет использования парадигм восприятия лиц. Предположительно, это помогло бы лучше понять дискалькулию и использовать эти данные для определения новых траекторий реабилитации. Наше исследование показывает преимущества использования нейрофизиологических методов для оценки распознавания эмоций на лице при дискалькулии. В поведенческих экспериментах не было обнаружено различий в способности детей с дискалькулией различать фотографии с нейтральными лицами, но они были показаны с помощь ЭЭГ-маркеров. Общее количество ошибок при распознавании лицевой экспрессии у детей с дискалькулией значительно больше по сравнению с контрольной группой. Исследование подтвердило предположения, которые мы выдвинули ранее, полагая, что распознавание лицевой экспрессии у детей с дискалькулией может нарушаться как функция зрительно-пространственного восприятия в целом (Баулина и Косоногов, 2024). К типичным ошибкам относятся трудности в дифференциации страха и удивления, грусти и отвращения. Изучение особенностей восприятия лицевой экспрессии у детей с дискалькулией является перспективным направлением. Полученные результаты могут быть использованы для углубленной нейропсихологической диагностики механизмов зрительно-пространственных нарушений у детей с дискалькулией и разработки эффективных методов реабилитации.

Текст работы (работа добавлена 19 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ