• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Применение гиперграфов при построении сетей связи пятого поколения для гражданской авиации

ФИО студента: Гришина Мария Алексеевна

Руководитель: Борисов Сергей Петрович

Кампус/факультет: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова

Программа: Компьютерные системы и сети (Магистратура)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

Развитие сетей 5G предъявляет серьёзные требования к эффективному управлению и обслуживанию разнообразных сетевых структур в условиях постоянно изменяющейся сетевой среды. Важной задачей является обеспечение централизованного управления радиоресурсами через различные технологии радиодоступа (multi-RAT), что требует использования сложных абстракций для представления характеристик и состояния радиосетей. Без этих абстракций невозможно полноценно использовать возможности увеличения плотности и мощности сетей, что критично для достижения целей 5G. В авиационной отрасли была разработана сеть 5G, базирующаяся на концепции Multi-Rat, которая представляет собой упрощённую модель гетерогенной сверхплотной сети (HUDN). Эта модель значительно улучшает эффективность использования полосы пропускания и способствует быстрому росту объёма данных в сетях пятого поколения. Плотное размещение малых сот в рамках HUDN приводит к увеличению интерференции между сотами, что делает важным разработку эффективных алгоритмов для распределения ресурсов и ассоциации пользователей для минимизации помех и оптимизации производительности сети. Проблемы HUDN включают сложность оптимизации ресурсов из-за взаимосвязанности распределения ресурсов и ассоциации пользователей, требуя при этом простых, но эффективных решений. В этой работе рассматривается использование теории гиперграфов для моделирования сложных взаимосвязей и решения проблем распределения ресурсов в HUDN. Анализ местоположения аэронавигационных сигналов показывает, что оптимальный диапазон частот для базовых станций 5G в аэропортах составляет 4.6-4.8 ГГц. Внедрение сетей 5G в таких чувствительных зонах, как аэропорты, требует тщательного учета всех аспектов безопасности и согласования с регулирующими органами. Также был рассмотрен процесс передачи данных между базовыми станциями 5G во время посадки самолёта. Используя Python и среду разработки PyCharm, были созданы модели для определения необходимого количества базовых станций и их радиуса действия для обеспечения надёжного соединения. Библиотеки numpy, matplotlib и scipy использовались для математических расчётов и визуализации данных, что позволило моделировать процесс приземления самолёта и переключения соединения между базовыми станциями. В завершение исследования было обсуждено использование 5G в гражданской авиации, подчеркивая необходимость учёта взаимодействия новых частот с существующими системами.

Текст работы (работа добавлена 19 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ