• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лидерские компетенции государственных служащих: современные подходы

ФИО студента: Королькова Екатерина Александровна

Руководитель: Иванова Наталья Львовна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Государственное и муниципальное управление (Магистратура)

Год защиты: 2024

В работе были проанализированы подход разных авторов к таким понятиям как: лидерство», «компетенции», «лидерские компетенции». Лидерство представляет неформальные взаимоотношения, основанными на партнерстве, взаимопонимании и командной работе между лидером и подчиненными. Компетенции представляют собой определенные наборы знаний и практические навыки, складывающийся в опыт. Если объединить два понятия, то получится следующее: лидерскими компетенциями являются знания и практические умения в области деятельности лидера, а также качества и способности, которые позволяют лидеру влиять на подчиненных и находить новые пути решений в нетипичных ситуациях. Дополнительно, российские же авторы указывают на то, что лидерами могут быть и не высокие чины, а простые государственные служащие, которые могут раскрыть свой лидерский потенциал и компетенции, что напрямую является проявлением ситуативного подхода к лидерству. Следовательно, дальнейшее исследование в дипломной работе было основано на ситуативном подходе к пониманию лидерства и лидерских компетенций. Вместе с тем, были рассмотрены 5 моделей компетенций в параграфе № 1.4. Из проанализированных моделей, возможно выделить схожие компетенции, которые включают в себя: стратегическое мышление, работа в команде, принятие решений, коммуникации. Анализ практики развития лидерских компетенций в России показал, что сегодня создан большой блок по развитию лидеров нового времени в России. Программы направлены на развитие схожих компетенций, которые были выделены из теоретической части работы. В связи с вышеизложенным, теоретическая модель компетенций, созданная на основе моделей других стран, подтвердила практически свое применение на практике в России. Исходя из проведенного анализа современного состояния лидерских компетенций у государственных служащих, возможно утверждать то, что государственные служащие особое внимание выделяют лидерской компетенции «управление изменениями». Также на данный момент государственные служащие оценивают развитие своих лидерских компетенций на среднем уровне, а некоторые такие как «гибкость и адаптивность» на ниже среднего. Вместе с тем, по результатам проведенного исследования были даны следующие рекомендации: 1. Добавить в общую модель компетенций государственных служащих блок «лидерские компетенции», включающие в себя следующие: Управление изменениями, Стратегическое мышление, Работа в команде (Мобилизация людей), Принятие решений (в условиях неопределенности), Коммуникация (Сотрудничество с партнерами), Планирование, Гибкость и адаптивность. 2. Разработать программу обучение государственных служащих, которая может состоять из специального блока развития умений, непосредственно связанный с исполнением служащим своих обязанностей, а также блок обучения «мягким» лидерским компетенциям, указанных выше.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ