• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взаимосвязь использования эвристики и принятия ложной информации

ФИО студента: Кашиф Мухаммад -

Руководитель: Мартин Луенго Беатриз

Кампус/факультет: Институт когнитивных нейронаук

Программа: Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию (Магистратура)

Оценка: 7

Год защиты: 2024

В данном исследовании исследуется влияние эвристики, в частности, мышления Системы 1 и Системы 2, на восприятие ложной информации. Мы использовали батарею, состоящую из четырех тестов: Тест на когнитивную рефлексию (CRT), Берлинский тест на счет (BNT), Пренебрежение базовой скоростью (BRN) и Опросник ошибок игрока (GFQ). Тесты были использованы для того, чтобы установить, использовали ли участники преимущественно эвристику Системы 1 (интуитивная и быстрая) или Системы 2 (аналитическая и медленная). Впоследствии мы применили тест на распознавание для измерения степени принятия ложной информации, охватывающий как точные, обманчивые, так и нейтральные элементы, включающие правдивые, вводящие в заблуждение и контрольные элементы. Результаты показали, что люди, которые в основном полагались на эвристики Системы 1, демонстрировали большую склонность к принятию ложной информации по сравнению с теми, кто полагался на эвристики Системы 2. Это открытие подтверждает идею о том, что опора на интуитивные и быстрые когнитивные процессы (Система 1) может привести к ошибкам в извлечении памяти и принятии решений, что приведет к увеличению вероятности принятия ложной информации. С другой стороны, более точные результаты и меньшая восприимчивость к вводящей в заблуждение информации были связаны с преднамеренным и аналитическим мышлением (Система 2). Кроме того, в нашем исследовании оценивались рейтинги достоверности по каждому пункту экзамена на признание. В частности, не было существенной разницы в оценках достоверности между группами эвристик Системы 1 и Системы 2, что позволяет предположить, что все группы показали одинаковый уровень уверенности в своих ответах, независимо от их точности. Эти результаты имеют большое значение для нескольких дисциплин, таких как судебная психология, образование и принятие повседневных решений. Понимание эвристики в припоминании может улучшить показания очевидцев, педагогическое критическое мышление и повседневную восприимчивость к дезинформации. В этом исследовании подчеркивается жизненно важное влияние когнитивных процессов на точность памяти и даются практические рекомендации по уменьшению когнитивных искажений при одновременном улучшении процесса принятия решений. Кроме того, изучение альтернативных эвристических методов, тестов памяти и нейронных механизмов может помочь объяснить, как эвристики влияют на восприятие ложной информации.

Текст работы (работа добавлена 19 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ