• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Self-help» нарративы в современных русскоязычных подкастах.

ФИО студента: Ермушина Дарья Александровна

Руководитель: Мороз Оксана Владимировна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Культурология (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

В современное западноевропейское и российское общество интегрировался терапевтический дискурс, подразумевающий массовое использование психологического понятийного аппарата за пределами профессионального терапевтического поля. В рамках текущего исследования изучается один из аспектов терапевтического дискурса – культура «self-help». В ее основе лежит идея о возможности человека самостоятельно решать жизненные проблемы и личностно развиваться посредством прочтения книг, прослушивания подкастов и семинаров. В данном исследовании акцент делается на изучении одного из популярных современных медиумов распространения терапевтических нарративов – подкастов. Выпускная работа рассматривает, как в русскоязычных подкастах конструируется нарратив о «self-help». Анализ производится на базе четырех подкастов: «Справиться проще», «Ты – это важно», «Хорошо, что вы это сказали» и «Otvet.co». Теоретической базой исследования является теория терапевтического поворота, предложенная Е. Иллуз и О. Д. Мадсеном. Данная работа разделена на две части. Первая часть, теоретическая, посвящена исследованию терапевтического поворота, концептуализации «self-help» и анализу русскоязычного медиа-рынка подкастинга. Во второй части, аналитической, исследуются нарративы четырех эфиров выбранных подкастов с помощью нарративного анализа по схеме У. Лабова и критического дискурс-анализа в версии Н. Фэркло. Исследование показало, что стратегии конструирования «self-help» нарративов в русскоязычных подкастах основаны на трансляции личного опыта гостей, предоставлении слушателям малочисленных теоретических реплик экспертов из области психологии и немногочисленных практических советов, которые слушатели подкаста могут применить в своей жизни. Анализ показал, что подкасты, позиционирующие себя полезными для слушателей, в большей степени, являются площадками для рекламы собственных психологических продуктов и не несут по-настоящему ценных и применимых знаний по самопомощи.

Текст работы (работа добавлена 20 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ