• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Межнациональные отношения в российских школах: сравнение классов с разной долей этнических меньшинств

ФИО студента: Ермолаева Аполлинария Александровна

Руководитель: Иванюшина Валерия Александровна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Социология и социальная информатика (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

Межэтнические отношения играют важную роль в преодолении социальных различий и снижении этнической сегрегации, особенно в школьной среде. Влияние этнической принадлежности на гомофилию, т.е. предпочтение дружить со сверстниками той же этничности, в классе может варьироваться в зависимости от его этнического состава. Противоречащие друг другу теории были развиты в процессе изучения данной темы: в то время как контактная теория предполагает, что увеличение количества межэтнических контактов может снизить этническую гомофилию, теория конкуренции, напротив, предполагает, что это приведет к усилению гомофилии. В России исследования межэтнических отношений в школах немногочисленны и в основном сосредоточены на школах Санкт-Петербурга с низким представительством этнических меньшинств. Настоящее исследование изучает межэтнические отношения в школах Новосибирска и Санкт-Петербурга с различной долей представителей этнических меньшинств. Используя моделирование экспоненциального случайного графа (ERGM) для сетей общения в 97 классах, работа исследует, как этнический состав класса, измеряемый долей учащихся из числа этнических меньшинств в нем, связан с этнической гомофилией учащихся из этнических большинства и меньшинства. Результаты показывают, что учащиеся как из числа этнических меньшинств, так и из этнического большинства предпочитают устанавливать связи со сверстниками той же этнической принадлежности. Интересно, что хотя доля студентов из числа этнических меньшинств связана с гомофилией этнических меньшинств нелинейным образом, для гомофилии этнического большинства существенного эффекта не наблюдалось. Такие результаты способствуют более глубокому пониманию сложностей межэтнических взаимодействий в школе и подталкивают к проведению дальнейших исследований в этой области.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ