• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему не Россия? Пути образовательной миграции студентов из Центральной Азии?

ФИО студента: Лисина Ева Сергеевна

Руководитель: Немировская Анна Валентиновна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Социология и социальная информатика (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

Исследование рассматривает вопрос "утечки мозгов" в странах Центральной Азии (Nurmagambetov, Ivatov, Khasenova, 2021). Основная цель – понять, почему студенты из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, обучающиеся в зарубежных университетах, выбирают альтернативные учебные заведения вместо российских. В предыдущем исследовании (Lisina, 2023), посвященном случаю Узбекистана, было установлено, что студенты ассоциируют обучение в Великобритании, США и Европе с более престижным и желанным вариантом по сравнению с российским образованием, несмотря на его высокую оценку и такие преимущества, как знание языка, культурная и географическая близость, общая история и простота поступления. Российское образование признается лидером по приему студентов из Центральной Азии, однако регион продолжает усиливать связи и партнерства с университетами США, Великобритании и Европы (Varpahovskis & Kuteleva, 2023). По данным Всемирного банка, наблюдается снижение числа студентов из Центральной Азии, обучающихся в России (KNOMAD-World Bank, март 2022). Учитывая репутацию России как основного направления для студентов из Центральной Азии, исследование анализирует мотивы учебы за границей и препятствия для обучения в России, уделяя особое внимание перспективам поступивших до и после начала военной операции. Чтобы понять наиболее полный спектр факторов, которые могут отталкивать студентов от поступления в Россию, работа была разделена на две части. Первая часть строится вокруг изучения мотиваций и различных факторов, которые влияют на выбор альтернативного зарубежного университета и решение обучаться за границей в целом. Вторая часть посвящена восприятию России и личному опыту в отношении российского образования. Рассматриваются факторы, мотивирующие студентов поступать за границу, в соответствии с подходом "Push-Pull" (Ravenstein, 1885; Hawthrone, 2010; Raghuram, 2013; Raby, Zhang, 2020), теорией человеческого капитала (Becker, 1964; Massey, 1993; Schultz, 1961), а также ролью социального капитала и миграционных сетей (Haug, 2008; Kandel, Massey, 2002). Исследование отвечает на вопросы: Какие мотивы двигают студентов из Центральной Азии к получению высшего образования за границей (не в России)? Как студенты из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана принимают решения относительно высшего образования? Почему студенты из Центральной Азии могут не рассматривать или не выбирать в конечном итоге российское образование? В рамках исследования, с использованием качественной методологии, было проведено 30 глубоких интервью со студентами очной формы в университетах по всему миру, за исключением университетов их стран происхождения и России.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ