• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Модели поведения потребителей онлайн-курсов подготовки к ЕГЭ: взгляд родителей и выпускников

ФИО студента: Лунегов Егор Сергеевич

Руководитель: Савинова Анна Николаевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Социология и социальная информатика (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

Онлайн-образование становится все более популярным, и многие организации, даже те, которые традиционно проводили занятия в очной форме, начинают переходить на гибридный или полностью дистанционный формат. Потребители все чаще предпочитают покупать товары и услуги онлайн из-за удобства и цены. Рост популярности онлайн-образования был также вызван пандемией COVID-19, когда массовые мероприятия были ограничены или запрещены вообще. Пандемия создала огромную потребность в дистанционном образовании, в результате чего рынок вырос и продолжает расти даже после снятия ограничений на массовые мероприятия. Целью данного исследования является изучение поведенческих моделей выпускников 11-х классов и их родителей при выборе курсов подготовки к ЕГЭ. Главными целями исследования являются понимание того, на основе чего потребители рынка онлайн-подготовки к ЕГЭ принимают решение о том, в какой школе они будут учиться; как они строят процесс выбора школы; где они ищут информацию и как ее анализируют; рассматривают ли они варианты очного обучения; на какие конкурентные преимущества они обращают внимание и какие не влияют на их решение; какие характеристики курсов становятся наиболее важными для выпускников 11-х классов и какие для родителей. Для достижения поставленных целей, в рамках данного исследования были проведены 20 полуструктурированных интервью с целевой аудиторией - родителями и выпускниками 11-х классов, которые планируют сдавать ЕГЭ в 2024 году. Выборка был проведен с помощью целевого отбора, с учетом равного количества родителей и выпускников. Для сбора данных был разработан интервью-гид, который включает в себя вопросы на 5 ключевых тем: момент осознания необходимости и ценности онлайн-подготовки к ЕГЭ; изучение различных вариантов и принятие окончательного решения; влияние окружения, отзывов и рекомендаций; завершение выбора, смена выбранной школы и мнение об ней; мнение об невыбранных школах. После проведения и транскрибирования интервью, данные были проанализированы с помощью метода тематического анализа, для выявления общих и специфичных для каждой группы поведенческих моделей. Были выделены 6 тем, на основе которых проводился анализ: момент осознания необходимости, выбор приемлемых форматов (онлайн/оффлайн); влияние окружения, родителей/ребенка, роль рекомендаций; поиск информации, изучение вариантов; основные аспекты, на которые обращалось внимание, формирование окончательного списка, принцип отсева онлайн-школ; принятие окончательного решения, мотивация к принятию этого решения; мысли о смене школы, смена ее, аспекты, которые заставляют одного остаться в школе или сменить ее. Результаты исследования показали, что родители и выпускники 11-х классов имеют разные поведенческие модели при выборе курсов подготовки к ЕГЭ. Родители, как правило, больше фокусируются на цене и качестве обучения, в то время как выпускники 11-х классов больше обращают внимание на удобство и гибкость расписания, а также на наличие интерактивных элементов в обучении. Кроме того, родители чаще обращаются за рекомендациями к знакомым и родственникам, в то время как выпускники 11-х классов чаще ищут информацию в интернете и обращают внимание на отзывы других студентов. На основании полученных результатов, были разработаны рекомендации для школ и курсов подготовки к ЕГЭ, направленные на оптимизацию маркетинговых стратегий и улучшение качества обучения. Кроме того, данное исследование может быть полезным для родителей и выпускников 11-х классов, которые планируют сдавать ЕГЭ в будущем, и помочь им более эффективно выбирать курсы подготовки к ЕГЭ. Исследование имеет ряд ограничений, связанных с выборкой, методом сбора данных и методом анализа данных. В будущем планируется провести более масштабное исследование, с учетом этих ограничений, для более полного и точного понимания поведенческих моделей родителей и выпускников 11-х классов при выборе курсов подготовки к ЕГЭ.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ