• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Создание эффективной кампании в области общественного здравоохранения: экспериментальное исследование социальной рекламы против вейпинга c использованием разных источников сообщения и типов лексики

ФИО студента: Бенидовская Юлия Сергеевна

Руководитель: Ерицян Ксения Юрьевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Социология и социальная информатика (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

В последние годы электронные сигареты (вейпы) становятся всё более популярными, особенно среди молодежи (Dai & Leventhal, 2019). Несмотря на то, что было проведено значительное количество исследований социальной рекламы против курения, по-прежнему ощущается нехватка исследований, посвященных типам источников сообщений, используемых в анти-вейпинговой социальной рекламе, и их влиянию на отношение к вейпингу, а также отсутствие научных данных по этому социальному вопросу как и курение электронных сигарет, особенно в контексте России. Поэтому ходе исследования мы проанализируем одну из наиболее значимых характеристик сообщений о здоровье — источник сообщения, который будет рассмотрен с точки зрения экспертности источника (врач) и сходства источника с целевой аудиторией (обычный пользователь вейпа), которые различаются по представлению информации. Учитывая относительную нехватку исследований, изучающих формирование языка в связи с ролью социальной рекламы в установках и поведении людей, другим аспектом этого исследования стало использование различных типов лексики в сообщениях анти-вейпинговой социальной рекламы. Эти характеристики сообщений были разделены на две категории: лексика, основанная на сходстве, и лексика, не основанная на сходстве. Схожая лексика относилась к использованию слов или фраз, обычно встречающихся в постах, связанных с вейпингом, в социальных сетях, в то время как непохожая лексика относилась к сообщению без этих слов, которые были использованы при создании анти-вейпинговой социальной рекламы для анализа их воздействия. Таким образом, целью этого исследования было заполнить упомянутые научные пробелы и оценить источник эксперта (врач) и источник сходства (обычный пользователь вейпа), а также типы лексики (основанной на сходстве и не основанной на сходстве). Кроме того, было исследовано, какое сочетание этих элементов сообщений, направленных против вейпинга, было наиболее эффективным для изменения отношения к вейпингу и намерений вейпинга. С этой целью были поставлены следующие исследовательские вопросы: RQ1: Какая характеристика источника — опыт или сходство (эксперт или обычный пользователь вейпа) — (а) повысит доверие к PSA по борьбе с вейпингом; (б) будет более эффективным в изменении отношения к вейпингу; (в) будет более эффективным в изменении намерений вейпинга? RQ2: Какие сообщения — со схожестью словарного запаса или без схожести словарного запаса — (а) повысит доверие к PSA по борьбе с вейпингом; (б) будет более эффективным в изменении отношения к вейпингу; (в) будет более эффективным в изменении намерений вейпинга? Исследование проводилось в формате эксперимента 2х2 с участием нескольких испытуемых. Выборка была набрана с помощью платной анкетологической компании Anketolog и состояла из 300-400 взрослых пользователей вейпинга старше 18 лет. Количественные данные были собраны с помощью онлайн-опроса, в ходе которого респондентам были предложены различные случайно выбранные комбинации источников сообщений и словарного запаса в анти-вейпинговой социальной рекламе, а затем им было предложено самостоятельно оценить свое отношение к вейпингу и намерение использовать вейпинг. Затем данные были проанализированы с использованием обобщенных линейных моделей (GLM) в R. В заключение, хотя исследование не выявило существенного влияния источника сообщения и словарного запаса на эффективность PSA, оно подчеркнуло важность общего качества сообщений и схожести словарного запаса для формирования отношения и намерений по сокращению употребления вейпинга. Полученные результаты дают ценную информацию для разработки и внедрения эффективных публичных объявлений и закладывают основу для будущих исследований в этой области.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ