• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Дом, в котором...» — психическое убежище и внутренний мир подростка

ФИО студента: Асадова Сабина Шахиновна

Руководитель: Чершинцева Мария Александровна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия (Магистратура)

Год защиты: 2024

Представленная дипломная работа является попыткой применить концепцию психических убежищ Джона Стайнера для анализа художественного произведения, в данном случае — книги Мариам Петросян “Дом, в котором…” Для осуществления поставленной цели проведён анализ психоаналитической литературы, которая описывает принципы работы психического убежища и сходных с ним феноменов. Так как главные герои анализируемой книги — это подростки, в работе также исследуются основные понятия, используемые для описания процессов подросткового возраста, присущих данному периоду и обуславливающих возможное использование психического убежища. В работе развивается мысль о психическом убежище как о квазикадре подростка, то есть как о ложном, мнимом пространстве, которое позволяет подростку обрести опору в бушующем “хаосе пубертата”. Персонажи книги рассматриваются как в отдельности, с опорой на индивидуальные особенности каждого подростка и их личные истории, так и в качестве элементов одного психического аппарата, где каждый подросток — часть Я, а Дом — патологическая организация личности, объединяющая эти части, обеспечивая им укрытие и смысл, взамен требуя подчинения и поддержания статуса-кво. Также рассматривается противостояние психотической и не-психотической частей Я, в данной книге представленными в виде персонажей Слепого и Сфинкса соответственно. Выход из психического убежища возможен только при успешном прохождении работы горя — большинство персонажей книги к этой работе оказываются неспособны в силу отсутствия репрезентации этого важного психического процесса в их психике, окружённой невыносимыми тревогами и возникающей в пубертате необходимостью перестраивать свою личность. Отсутствие надёжного первичного объекта и первичного окружения, невозможность работы горя, тревоги подросткового возраста — всё это приводит к хрупкости Я подростка и становится основой для установления психического убежища в качестве патологической защиты. Я подростка укрывается в убежище, где действуют перверсивные механизмы восприятия реальности, что позволяет ему избежать встречи с фрустрирующей, невыносимой реальностью и “отсрочить” своё взросление, таким образом избегая переживаний, связанных с особенностями подросткового периода.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ