• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Использование инструментов искусственного интеллекта в разработке материалов для развития умений чтения на английском языке (старшая ступень обучения)

ФИО студента: Бабасян Елизавета Размиковна

Руководитель: Боголепова Светлана Викторовна

Кампус/факультет: Школа иностранных языков

Программа: Иностранные языки и межкультурная коммуникация (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2024

В настоящее время искусственный интеллект (ИИ) широко применяется в сфере образования, в том числе и для создания учебных материалов по английскому языку как иностранному. Однако недостаточно внимания уделялось применению инструментов ИИ для разработки текстов и упражнений для развития и проверки умений чтения на английском языке. Данное исследование направлено на изучение потенциала двух доступных инструментов ИИ (специализированной платформы и универсального чат-бота) в создании качественных материалов для чтения (текстов и упражнений) на английском языке для учащихся старших классов. Для этого был осуществлен анализ релевантных исследований, документов, регулирующих преподавание английского языка в общеобразовательных школах РФ, а также изучены возрастные особенности и факторы мотивации старшеклассников. Далее были сформулированы инструкции (промпты) для исследуемых ИИ-платформ, и затем сгенерированные тексты и упражнения были оценены на соответствие критериям к материалам по чтению, выявленным в результате обзора документов и научной литературы. Результаты исследования показали эффективность инструментов ИИ в создании в основном связных, грамотных и потенциально увлекательных для старшеклассников текстов (хотя и требующих коррекции или адаптации), а также способность этих сервисов генерировать качественные вопросы для обсуждения на основе уже существующих материалов. Однако исследование выявило ограниченные возможности ИИ в создании упражнений закрытого типа: формулировки заданий либо повторяли текст, что делало их поверхностными, либо расходились с содержанием. Также было отмечено, что специализированный инструмент, несмотря на однотипность генерируемых текстов, соблюдал необходимый уровень сложности и включал в материалы целевой вокабуляр. Тексты чат-бота, в свою очередь, выглядели менее шаблонно и более аутентично, но существенно превышали уровень сложности. В результате, исследование выявило, что, хотя инструменты ИИ могут быть ценной поддержкой при разработке материалов для развития умений чтения на английском языке, результаты работы таких инструментов необходимо тщательно проверять и корректировать. Кроме того, исследование подчеркивает, что доступные инструменты ИИ в настоящее время неприменимы для разработки упражнений закрытого типа по чтению.

Текст работы (работа добавлена 23 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ