• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Использование методов машинного обучения в поведенческом анализе для нахождения мошенничества на маркетплейсе

ФИО студента: Градобоев Дмитрий Алексеевич

Руководитель: Кузнецов Сергей Олегович

Кампус/факультет: Факультет компьютерных наук

Программа: Науки о данных (Магистратура)

Оценка: 10

Год защиты: 2024

В последние годы растёт популярность онлайн ретейлеров, которые представляют своим клиентом широкий выбор товаров и продавцов. Вместе с этим растет и количество мошеннических действий. Злоумышленники могут ставить перед собой разные цели, но в каждом из случаев урон понесет маркетплейс. Если заглянуть внутрь любого подобного онлайн магазина, то окажется, что мы имеем дело с большим объёмом данных, которые можем использовать для анализа и обработки. Правильно подойдя к постановке задачи и выделив нужные сущности и источники данных, мы можем использовать современные методы машинного, и в том числе глубокого, обучения для предсказания мошеннических действий. В ходе этого исследования предлагается изучить применение различных подходов к двум реальным практическим задачам, которые существуют в самом крупном маркетплейсе на территории России и многих других стран. Обе задачи являются примером организованного группового мошенничества, обе задачи являются визуально схожими, но являются разными по цели и паттерну поведения. Первая задача - задача самовыкупов, когда продавцы с помощью искусственных продаж пытаются повысить свой товар в выдаче покупателям. Вторая - задача мошеннического возврата товара, когда злоумышленники пользуются внутренними механизмами для получения денежной выгоды, по своей сути обворовывая маркетплейс. Для решения обеих задач были предложены два разных подхода с ориентировкой на бизнес задачи. Было исследовано 11 алгоритмов и из них выбраны лучшие для использования в продуктовом решении. Полученное качество решений полностью удовлетворило бизнес заказчиков и позволило маркетплейсу получить денежную компенсацию в первом случае и предотвращение потерь во втором, также во втором случае введение модели позволило использовать новый механизм вывода средств. А также наиболее ценным достижением является, то что маркетплейс повысил доверие и безопасность своих пользователей.

Текст работы (работа добавлена 23 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ