• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эмоции и модальность: опыт создания датасета эмоциональной речи с мультимодальной разметкой

ФИО студента: Куликова Елизавета Романовна

Руководитель: Колмогорова Анастасия Владимировна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств

Программа: Языковые технологии в бизнесе и образовании (Магистратура)

Год защиты: 2024

В настоящее время результаты изучения эмоционального поведения с точки зрения психологии, социологии, лингвистики находят применение в прикладных областях, в частности в сфере человеко–компьютерного взаимодействия. Сможет ли компьютер научиться распознавать эмоции? На этот вопрос ищут ответ исследования из области аффективных вычислений, к которой и относится данная работа. В фокусе исследования лежит проблема мультимодальных эмоциональных данных. Основная цель исследования - разработать и апробировать процедуру сбора и разметки мультимодального датасета естественной эмоциональной речи на русском языке, который может быть применен для задач машинного обучения. В работе обсуждаются понятия «мультимодальность» и «эмоция», а также делается обзор различных подходов к созданию эмоциональных корпусов. Предлагается и апробируется процедура сбора данных, основанная на автобиографическом методе провоцирования эмоциональных состояний. Для разметки собранных данных предлагается система мультимодальной эмоциональной аннотации, которая подразумевает осуществление эмоциональной оценки в четырех условиях, в каждом из которых для восприятия разметчику доступно ограниченное число каналов коммуникации. С применением данных методов сбора и разметки создан датасет эмоциональных нарративов на русском языке. Эмоциональные данные, сопровожденные мультимодальной разметкой, проанализированы с точки зрения значимости разных модальностей для узнавания шести базовых эмоций разметчиками. Делается вывод о некоторых особенностях узнавания радости, грусти, злости, удивления, отвращения и страха и обсуждаются возможности применения собранного датасета в задачах автоматического распознавания эмоций.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ