• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние житийного жанра на письменные исповеди о переходе из раскола: искусство описания жизни в старообрядчестве (1880 - 1905 гг.)

ФИО студента: Круг Анастасия -

Руководитель: Рахманова Лидия Яковлевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств

Программа: История (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

“Какая темнота объемлет мир раскольничий...” - такую фразу и многие другие подобные ей можно найти в письменных исповедях бывших старообрядцев, перешедших в православие. Анализ таких исповедей как специфических автобиографий и влияние литературных жанров на их возникновение является предметом данного исследования. Историческим контекстом для этой работы является борьба Русской православной церкви (РПЦ) и единоверцев против распространения старообрядчества в Российской империи во второй половине 19-го и начале 20-го века. Важным аспектом этой борьбы стало использование обличений старообрядцев, распространяемых в миссионерских журналах. Однако в данном исследовании не будут рассматриваться типичные обличительные тексты православных миссионеров, выступающих против старообрядчества. Вместо этого будут рассмотрены исповеди бывших старообрядцев, перешедших в православие. С одной стороны, эти тексты отражают личный опыт, связанный с разочарованием в старообрядчестве. С другой стороны, эти высказывания можно рассматривать как перфоматив, поскольку они были опубликованы в миссионерских газетах. Это делает их продуктом миссионерского дискурса. В этой исследовательской работе я отвечу на вопрос о том, какое место в этих текстах занимает личный опыт авторов, а какое - миссионерский дискурс. Кроме того, в статье будет рассмотрен вопрос о том, под каким влиянием сложилась традиция написания биографий, которой пользуются бывшие старообрядцы. Я предполагаю, что на появление таких исповедальный текстов повлияло распространение в массовой литературе Российской империи в XIX-XX веках таких религиозных жанров, как житий и акафистов. Таким образом, рассматриваемые исповеди были созданы не на основе исповеди как устной религиозной практики, а скорее на основе агиографической традиции.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ