• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выученная беспомощность работников бизнес-организаций: факторы формирования и стратегии преодоления

ФИО студента: Мельниченко Екатерина Антоновна

Руководитель: Балабанова Евгения Сергеевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология публичной сферы и цифровая аналитика (Магистратура)

Год защиты: 2024

Актуальность темы исследования обусловлена частыми проявлениями выученной беспомощности среди работников бизнес-организаций, что приводит к значительным профессиональным и эмоциональным потерям. Понятие выученной беспомощности (англ. learned helplessness) было введено М. Селигманом и характеризуется состоянием, когда человек или животное, привыкшее к неконтролируемым негативным условиям, перестает предпринимать действия для их изменения даже при наличии такой возможности. В работе акцент делается на важность изучения этого феномена, так как его наличие существенно сказывается на мотивации, производительности и эмоциональном состоянии работников, что впоследствии отражается на эффективности работы всей организации. Объектом исследования являются работники бизнес-организаций, в то время как предмет включает в себя особенности проявлений выученной беспомощности среди этих сотрудников. Цель исследования заключается в выявлении факторов, способствующих формированию выученной беспомощности у работников бизнес-организаций, а также в формулировании рекомендаций по преодолению данного состояния. В рамках достижения этой цели были поставлены следующие задачи: анализ существующих теорий и подходов к изучению феномена выученной беспомощности, разработка методологии эмпирического исследования, проведение исследований среди работников различных бизнес-организаций, и интерпретация полученных данных для выработки рекомендаций. Для достижения цели исследования была применена комбинация качественных и количественных методов. Использовались анкетирование, интервьюирование и наблюдение, чтобы собрать данные о субъективных переживаниях и объективных условиях работы сотрудников. В анализе данных использованы методы корреляционного и регрессионного анализа для выявления зависимости между различными факторами и уровнем выученной беспомощности. По итогам исследования были выявлены ключевые факторы, способствующие формированию выученной беспомощности у работников бизнес-организаций. К ним относятся неадекватный стиль управления, недостаточная поддержка со стороны руководства, монотонность и однообразие рабочих задач, а также отсутствие четкой перспективы карьерного роста. Также установлено, что сотрудники, страдающие от выученной беспомощности, демонстрируют низкую мотивацию, частые проявления стресса и эмоционального выгорания. На основе анализа полученных данных предложены рекомендации, направленные на преодоление и предупреждение выученной беспомощности работников. В заключение подчеркивается важность создания благоприятной рабочей среды, где сотрудники чувствуют поддержку и возможность личностного и профессионального роста. Внедрение предложенных рекомендаций может существенно повысить мотивацию и производительность работников, способствуя устойчивому развитию бизнес-организаций.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ