• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ интерактома нуклеосом методами генеративного глубинного обучения

ФИО студента: Алексеев Кирилл Игоревич

Руководитель: Попцова Мария Сергеевна

Кампус/факультет: Факультет компьютерных наук

Программа: Анализ данных в биологии и медицине (Магистратура)

Год защиты: 2024

Модели глубокого обучения привели к смене парадигмы в структурной биоинформатике, обеспечив значительный прогресс в анализе и дизайне белковых структур. Нейронные сети теперь используются не только для предсказания геометрии белковых структур, но и для выявления интерфейсов взаимодействующих белков и создания de novo молекул. Значительный скачок в числе экспериментально функциональных структур, смоделированных ИИ, свидетельствует о глубоком понимании нейросетями контекста аминокислотной последовательности и геометрии белка. Однако до сих пор неясно, в какой степени генеративные модели глубокого обучения способны последовательно идентифицировать характерные особенности белок-белковых взаимодействий и выявлять новые участки интерфейсов на поверхности белков. Чтобы изучить возможности и ограничения моделей ИИ в этой области, мы провели исследование с использованием нуклеосомного комплекса в качестве эталона для профилирования белок-белковых взаимодействий с пептидными байндерами. Нуклеосомы служат основой для укладки генома в ядре клетки, эпигенетической аннотации и регулируют взаимодействие между белками хроматина и ДНК. Высококонсервативное гистоновое ядро нуклеосомы представляет собой идеальную мишень для профилирования белок-белковых взаимодействий (PPI). Используя набор данных экспериментально подтвержденных структур нуклеосом, контактирующих с другими белками, мы исследовали возможности сетей глубокого обучения для выявления основных характеристик взаимодействий между гистонами и нуклеосом-связывающими пептидами. Наши результаты демонстрируют способность генеративного ИИ определять отдельные интерфейсы на поверхности гистонового ядра и генерировать связывающие пептиды, способные взаимодействовать с ним. Эти результаты подчеркивают растущее понимание механизмов PPI с помощью этих моделей, а также выявляют их ограничения. Кроме того, в нашем исследовании представлены методологические находки, которые могут помочь при применении этих моделей в будущем.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ