• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разрыв между имеющимися компетенциями у выпускников и компетенциями, необходимыми для работодателей

ФИО студента: Аракелян Анастасия Вячеславовна

Руководитель: Городишенина Юлия Юрьевна

Кампус/факультет: Высшая школа бизнеса

Программа: Управление бизнесом (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

Динамичный характер рынка труда приводит к периодическому изменению стандартов компетенций и навыков, предъявляемых предприятиями к своим потенциальным сотрудникам. Серьезной проблемой является повсеместное несоответствие между компетенциями, требуемыми на рабочем месте, и теми, которым обучают в учреждениях высшего образования. Это усугубляет трудности с поиском работы для недавно окончивших университет молодых специалистов и усугубляет общую проблему нехватки кадров с необходимыми навыками в отрасли. Основной целью данной исследовательской работы является тщательное изучение разрыва между компетенциями выпускников и требованиями работодателей, а также разработка подробных рекомендаций для высших учебных заведений по сокращению этого разрыва для выпускников на примере студентов ВШБ специальности "Управление бизнесом". Для достижения поставленной цели были рассмотрены теоретические основы компетенций, изучены ключевые понятия, исследованы основные методы управления компетенциями, изучен рынок труда в сфере бизнеса и менеджмента: были рассмотрены наиболее значимые тенденции рынка, также осуществлен подробный анализ актуальных исследований в области соответствия компетенций выпускников требованиям работодателей. Эмпирическое исследование содержит две части. Первая часть – качественное исследование, в ходе которого были проведены и проанализированы глубинные интервью с шестью сотрудниками (менеджерами среднего и высшего звена) рекрутинговой компании Х. Респондентами были выделены наиболее значимые тренды рынка труда, ключевые компетенции кандидатов для работодателей, такие как способность к аналитическому мышлению, умение адаптироваться к новым условиям и задачам, умение эффективно работать в команде,способность к критическому мышлению и решению проблем, лидерские и управленческие навыки, цифровые навыки; также сотрудники компании Х поделились действиями своей организации по сокращению компетентностного разрыва. На основе информации, полученной в ходе проведения качественного исследования, также были выдвинуты 7 гипотез. Вторая часть эмпирического исследования – количественное исследование в формате опроса в системе Google Forms со студентами и выпускниками ВШБ, в ходе которого были получены статистические данные об уровне владения респондентами каждой из ключевых компетенций, оценена актуальность существующей учебной программы и эффективность форматов обучения в ВШБ; сделаны выводы о гипотезах. Результаты эмпирического исследования были использованы для разработки следующих рекомендаций для высших учебных заведений: - Интеграция кейс-метода в учебный процесс; - Интеграция проектного обучения; - Внедрение профессиональных стажировок; - Акцент на развитии навыков аналитического и критического мышления; - Дополнительные курсы по развитию цифровых навыков; - Межуниверситетские партнерские программы; - Акцент на развитии лидерских и управленческих навыков; - Ярмарка проектов.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ