• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сиблинговая позиция человека в родительской семье и особенности его коммуникативного ответа на ревность в его парных взаимоотношениях

ФИО студента: Баскина Алёна Аркадьевна

Руководитель: Зеленская Мария Сергеевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Системная семейная психотерапия (Магистратура)

Год защиты: 2024

Данная работа вносит вклад в исследование взаимосвязи паттернов поведения в романтических взаимоотношениях взрослых людей с контекстом взаимодействия в их родительских семьях, а именно в сиблинговой подсистеме. Данное исследование помогает расширить представление о многофакторности феномена ревности и коммуникативного ответа на него со стороны партнеров, исследуя такой фактор как сиблинговые взаимоотношения. Для проведения исследования были использованы следующие методики: Опросник «Общение в семье» Алешиной, Гозмана, Дубовской, модифицированная версия данной методики для анализа сиблингового взаимодействия, разработанная Кравцовой, опросник CRJ для определения коммуникативных реакций на ревность, разработанный Guerrero и Andersen, адаптированный Фурмановым и Вергейчик, а также авторская анкета, разработанная для определения фактических характеристик сиблинговой позиции. В исследовании приняли участие 95 респондентов, являющихся старшими, младшими и единственными детьми. На основании проведенного анализа был сделан вывод о существовании связи между определенными характеристиками сиблинговой позиции и особенностями коммуникативных реакций на ревность во взрослом возрасте. Гипофункциональная позиция, включающая в себя такую характеристику как большее ожидание помощи от своего сиблинга в детстве, оказалась связана с большим контролем в ситуации ревности в романтических отношениях во взрослом возрасте. Была обнаружена связь между отсутствием конфликтов с сиблингом в детстве и стратегией избегания при ревности во взрослом возрасте. Готовность прямо и открыто обсуждать с партнером собственные чувства и проблемную ситуация при возникновении ревности во взрослом возрасте оказалась связано с равным уровнем автономии с сиблингом в детстве. Дополнительно было обнаружено существование связи между взаимопониманием с сиблингом и психотерапевтичностью общения с партнером, а также между психотерапевтичностю общения с партнером и общими символами в сиблинговых взаимоотношениях.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ