• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние программ дополнительного образования на оценку предпринимателями своих намерений и навыков, необходимых для старта и развития бизнеса в России

ФИО студента: Ковалёва Алина -

Руководитель: Кнатько Дмитрий Михайлович

Кампус/факультет: Высшая школа бизнеса

Программа: Управление бизнесом (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2024

В 2020 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Минэкономразвития России был разработан проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Одно из его направлений ориентировано на предпринимательское обучение. Также, помимо государственных бесплатных инициатив, в постпандемийный период активно разрабатываются коммерческие продукты дополнительного образования, в том числе в области предпринимательства. Развитие форм поддержки предпринимательского обучения ставит под вопрос его эффективность. На сегодняшний день научная литература, об эффектах предпринимательского обучения сконцентрирована на программах высшего образования (бакалавриата, магистратуры) или их отдельных курсов. Более того, научные публикации практически не учитывают специфику российского контекста: ограничено количество работ, берущих во внимание особенности спроса и предложения на отечественном рынке образования. Понимание характера влияния обучения на развитие предпринимательской компетентности потенциально может стимулировать разработку эффективных образовательных продуктов для повышения предпринимательской активности в стране. Составление модели эффективности программ предпринимательского обучения в России должна быть начата с выявления взаимосвязей образовательного процесса, его особенностей и результатов. Среди проблем, составляющих интерес в вопросе эффекта, стоят такие важные темы как предпринимательские намерения и навыки. Таким образом, целью исследования является выявление взаимосвязи обучения (в том числе с учётом его отдельных параметров и личностных характеристик обучающихся) и изменением оценкой предпринимателями своих намерений и навыков, необходимых для старта и развития бизнеса в России. Составленная в рамках эмпирического анализа анкета была распространена через чаты и рассылки организаций, занимающихся исследованиями и реализацией обучения предпринимательству (ПАО «Сбербанк», Торгово-промышленная палата РФ, АНО «Организация социальных предпринимателей» и др.). На основе данных из ответов 71 респондента был проведён корреляционный анализ. По результатам исследования была выявлена положительная взаимосвязь прохождения программ дополнительного образования с оценкой собственной предпринимательской компетентности и предпринимательских намерений вне зависимости от предпринимательского статуса обучающихся на момент старта программ. Также было сформулировано предположение, что данный эффект может проявляться независимо от длительности программ: краткосрочные и долгосрочные инициативы могут восприниматься обучающимися с одинаковой полезностью. Помимо этого, было выяснено, что повышение уверенности в собственной предпринимательской компетентности связано с прохождением дисциплин в таких областях, как анализ данных, разработка бизнес-планов и бизнес-моделей, финансовый менеджмент, и международные аспекты бизнеса, а среди форм обучения наибольшее влияние могут потенциально проявлять устные защиты проектов, бизнес игры и практика решения case-studies. По итогам исследования была отмечена польза обучения вне зависимости от наличия предпринимательского опыта у преподавателей. Результаты исследования могут использоваться для построения перспективной модели оценки эффективности программ обучения предпринимательству в рамках проекта «Индекс предпринимательской образовательной активности» (с 2021 года реализуется Ассоциацией развития финансовой грамотности совместно с Минэкономразвития России, ПАО Сбербанк, Торгово-промышленной палатой РФ, НИУ ВШЭ, при участии Центров «Мой бизнес»), которая позволит давать рекомендации по повышению качества образовательных продуктов для потенциальных и действующих предпринимателей. Эффективные программы обучения, в свою очередь, способны положительно влиять на экономику государства за счёт увеличения предпринимательской активности.

Текст работы (работа добавлена 24 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ