• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка модели управленческой зрелости для общеобразовательных организаций

ФИО студента: Матросов Никита Станиславович

Руководитель: Зеленова Ольга Игоревна

Кампус/факультет: Высшая школа бизнеса

Программа: Управление бизнесом (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

В рамках исследования были проанализированы типичные элементы системы управления школой: управленческая команда, коллегиальные органы, локальные нормативные акты. С помощью количественного анализа были выявлены паттерны в структуре управления государственных и частных школ. Частные школы обладают большей вариативностью управленческих должностей, государственные школы часто выделяют унифицированную команду из четырёх заместителей. В среднем управленческая команда государственной школы (6 человек) больше, чем частной (4 человека). Существующие инструменты оценки школ: аккредитация, аттестация, независимая оценка и другие – в основном учитывают образовательные результаты, качество среды, соблюдение законодательства, но не измеряют непосредственно процессы управления школой. С помощью анализа законодательства и интервью подтверждено отсутствие процессного инструмента. В качестве формы процессного инструмента были выбраны модели зрелости: изначально появившись для оценки процесса разработки ПО, модели были перенесены на другие области, в том числе образование. Вместе с этим, в результате анализа литературы не было найдено моделей, измеряющих процессы управления в школах. Для модели управленческой зрелости (SMMM) была выбрана непрерывная репрезентация, то есть измерение зрелости отдельных процессов, а не организации в целом. Для разработки модели использовался фреймворк, разработанный De Bruin et al. (2005): были определены границы, архитектура и измерения модели. Так как модель должна быть применима для школ с разной структурой, учредителем, размером, измерения должны отражать универсальные процессы управления. В их основу легли исследования Файоля и последующих авторов о функциях, составляющих менеджмент. Начальная версия модели включала в себя семь измерений: пять процессов по Файолю, а также мотивацию и принятие решений. Для валидации модели и предыдущих выводов было проведено 11 интервью с экспертами и руководителями в сфере образования. Глубинные полуструктурированные интервью включали вопросы по трём блокам: система управления, инструменты оценки и измерения модели. Были подтверждены высокая унификация государственных школ, отсутствие процессного инструмента, целостность измерений модели. По результатам интервью была составлена финальная модель, которая включает в себя 9 измерений с 4 уровнями зрелости по каждому. Для некоторых измерений также было определено состояние перезрелости. На основе финальной модели был составлен опросник для самодиагностики школы. Опросник включает в себя 27 бинарных вопросов (3 на каждое из 9 измерений) и предназначен для заполнения управленческой командой школы. Для удобного прохождения опросник был оформлен в таблице Google Sheets, автоматически рассчитывает уровень по каждому измерению и визуализирует результаты в виде векторной диаграммы. Таким образом, созданная модель может быть использована менеджерами, предпринимателями, исследователями в сфере образования, чтобы определить дефициты системы управления школой и найти направления для потенциального развития.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ