• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование коммуникативного аспекта концепции проективной идентификации на примере случая клинической практики

ФИО студента: Леднев Алексей Алексеевич

Руководитель: Лейкина Ася Семеновна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия (Магистратура)

Оценка: 9

Год защиты: 2024

Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию коммуникативного аспекта проективной идентификации. Открытый в начале 20 века феномен проективной идентификации рассматривается аналитиками в первую очередь как защитный механизм, способствующий экономичному реагированию на воздействие объективной действительности. Однако наряду с защитной функцией в концепции п р о ективн ой и дентификации нево зм ожн о не отметить нали чие коммуникативного аспекта; в подавляющем большинстве психоаналитических работ проективная идентификация рассматривается как феномен, связанный непосредственно с общением матери и ребенка, пациента и психоаналитика, мужа и жены. Отсюда, актуальной проблематикой концепции проективной идентификации, рассматриваемой в данной работе, выступает выявление и исследование сущности и проявления коммуникативной функции. Цель исследования данной выпускной квалификационной работы — определение сущности и характеристика проявления коммуникативного аспекта проективной идентификации. В основу исследования поставлена гипотеза о том, что проективная идентификация выступает способом коммуникации, направленным на получение обратной связи и выраженным в стремлении субъекта сообщить оппоненту такое психическое содержание, которое: • фактически присутствует и оказывает фрустрирующее воздействие; • является недоступным для передачи в явном виде, так как частично или полностью не сознается субъектом в конкретной знаковой содержательной форме; Теоретическая часть построена на базе работ Мелани Кляйн, Уилфреда Биона, Томаса Огдена, Бэтти Джозеф, Элизабет Спиллиус, Эдны О’Шонесси. Эмпирической базой для исследования является реальный клинический случай пациентки, находящейся в психоаналитической психотерапии. Задачами в рамках данной работы выступают: • Исследование и анализ ключевых источников, определяющих становление концепции проективной идентификации; • Определение сущности феномена проективной идентификации; • Выявление коммуникативного аспекта проективной идентификации на базе рассмот ренных источников: исследование феноменов, эффектов, сопутствующих проективной идентификации и реализующих собой функцию коммуникации, общения; • Представление кейса - случая пациентки, проходящей терапию в рамках психоаналитической психотерапии; • Выявление на базе кейса случаев проявления проективной идентификации, анализ проявления коммуникативного аспекта в выявленных случаях. С точки зрения практической значимости, материалы и результаты исследования будут полезны для психоаналитически-ориентированных терапевтов при работе с переносом и контрпереносом. В работе использован 21 источник литературы, из которых 10 составляют англоязычные научные публикации в психоаналитических журналах.

Текст работы (работа добавлена 25 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ