• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взаимоотношения врач-пациент в контексте асинхронных онлайн-консультаций по вопросам онкологии: границы автономии и консьюмеризма

ФИО студента: Каменская Александра Алексеевна

Руководитель: Присяжнюк Дарья Игоревна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология публичной сферы и цифровая аналитика (Магистратура)

Оценка: 9

Год защиты: 2024

Современные социологические исследования, связанные с проблематикой онкологии, преимущественно сфокусированы либо на жизни тех, кто пережил онкологию (исследования социального статуса и самоощущения онкобольных, стиля жизни после онкологии, феминистические исследования, посвященные женщинам с РМЖ), либо на социальных детерминантах онкозаболеваний. Однако исследования, посвященные онкодискурсам, а также непосредственно процессу и природе взаимодействия врача и пациента в ходе лечения и, в особенности, диагностики заболеваний весьма малочисленны. В данной работе предпринимается попытка внести вклад в решение данной проблемы. Проведенное исследование в целом направлено на изучения взаимоотношений врачей и пациентов в ходе диагностики злокачественных новообразований через призму теоретических подходов социологии профессий и социологии медицины (и в первую очередь на основе оформляющейся в западной социологии - социологии онкологии). В рамках данной работы изучались границ автономии, перераспределения власти и ответственности врачей и пациентов, тенденции консьюмеризма в процессе асинхронных онлайн-консультаций по вопросам онкологии. Для анализа собранных данных использовались методы цифровой аналитики, а именно – тематическое моделирование и анализ тональности, и качественный контент-анализ. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что, во-первых, асинхронные онлайн-консультации являются способом преодоления компетентностного разрыва и информационной асимметрии между врачом и пациентом, а во-вторых, выступают эмоциональным регулятором в том случае, когда пациент испытывает страх и тревогу. Во взаимодействии врача с пациентом в рамках асинхронных онлайн-консультаций прослеживаются как патерналистская модель, так и либеральная или партисипаторная. К патерналистской модели взаимодействия можно отнести ответы врачей, содержание которых включает сухую интерпретацию исследований, зачастую без попытки объяснить результаты доступным для пациента языком, перечисление фактов и набора действий (зачастую в повелительном наклонении), который необходимо выполнить пациенту. В партисипаторной модели пациент оказывается полноправным соучастником лечебного процесса, обладает информированным согласием и волей выбора лечения из ряда альтернатив. Фактически речь идет о расширении прав и возможностей пациента, занятии им акторной позиции. К либеральной или партисипаторной модели, которая предполагает большую автономию пациента и его право на информированность, относятся ответы, в которых врачи стараются общаться с пациентом на одном языке, приводить понятные примеры, дают рекомендации в виде советов. Также в такой модели взаимодействия врачи осуществляют эмоциональную работу.

Текст работы (работа добавлена 25 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ