• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аутизм как защита от внешнего мира

ФИО студента: Гиренко Екатерина Витальевна

Руководитель: Чибис Виталина Олеговна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия (Магистратура)

Оценка: 10

Год защиты: 2024

В выпускной квалификационной работе «Аутизм как защита от внешнего мира» исследуется и обосновывается понимание аутизма как защитной оболочки, через рассмотрение эволюции психоаналитической мысли об аутизме и консолидацию важнейших психоаналитических теорий в этой области. Исследование состоит из двух глав: теоретической и практической. В теоретической части работы была предпринята попытка систематизации психоаналитических концепций об аутизме. Отправной точкой исследования стали работы Блейлера, Каннера, Аспергера - основоположников зарождения понимания аутизма, которые впервые ввели это понятие. Далее были рассмотрены теории выдающихся психоаналитиков, чьи идеи до сих пор остаются актуальными в области изучения аутизма: Малер, Мельтцер, Кляйн, Тастин; а также теории, которые напрямую не ставили своей целью изучение аутизма, однако являются важными для понимания сложных психических процессов, которые, возможно, являются предпосылками его формирования: Бион, Винникотт, Бик, Огден и др. Также был проведен обзор современной классификации аутизма в психиатрии (МКБ-11,DSM-5); рассмотрены сходства и различия аутизма с шизоидным расстройством и шизофренией. В эмпирической части на основании рассмотренных теоретических концепций проделан анализ двух кейсов, которые ярко иллюстрируют разнообразие возможных форм проявления аутизма и аутистических механизмов защиты. Первый кейс представляет собой анализ виньетки из длительной психотерапии подростка, с ранним диагностированием аутизма в тяжелой форме, опубликованный в официальном журнале Ассоциации детских психотерапевтов (Association of Child Psychotherapists). Особый интерес в кейсе вызывают трансформации, которые произошли в ходе терапии с использованием аутистического объекта (фотокамеры), который из изолирующего постепенно становится переходным, из укрытия от чувств и защиты от мира становится мостом к нему, инструментом для помощи в построении психики и контейнером для опыта пациента. Второй кейс основан на исследовании автобиографических данных Донны Уильямс, которые иллюстрируют ее жизнь с аутизмом. Основными источниками данных стала ее книга «Никто нигде. Удивительная автобиография аутичной девочки» и книга Дени Рибаса «Аутизм: дебаты и свидетельства». С точки зрения практической значимости, материалы и выводы исследования будут полезны для психоаналитических психотерапевтов, работающих с людьми аутистического спектра. Данная работа может помочь глубже взглянуть на механизмы лежащие в основе аутизма, а также на ценность психоаналитической работы с использованием аутистических объектов, как с целью диагностики так и с целью возможной их трансформации и, как следстве, помощь в развитии психического аппарат. Также взгляд на аутизм не как на болезнь, а как на способ психики защитить себя, как на защитную оболочку, может помочь сделать подход в терапии более бережным и эмпатичным.

Текст работы (работа добавлена 26 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ