• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лингвокультурологический анализ прецедентных феноменов (на материале русскоязычных и англоязычных текстов рэп-исполнителей)

ФИО студента: Карпов Глеб Александрович

Руководитель: Просюкова Ксения Олеговна

Кампус/факультет: Школа иностранных языков

Программа: Иностранные языки и межкультурная коммуникация (Бакалавриат)

Оценка: 7

Год защиты: 2024

Рэп как музыкальный жанр уже больше 30 лет присутствует и активно развивается в российском культурном поле. За это время жанр претерпел определённые изменения как в России, так и в месте его появления - США, что создаёт вопрос о векторе развития русского и американского рэпа. Целью данного исследования является проведение анализа произведений жанра рэп, выявление сходств и различий русского и американского рэпа и определение уникальных их особенностей. Число исследований, изучающих рэп как особенное лингвокультурное поле и количество кросс-культурных анализов по данной теме недостаточно велики для признания этих областей хорошо проработанными, что создаёт вторую задачу - создать основу для проведения дальнейших исследований по этой теме. Для данных задач были выбраны методы целенаправленной и непрерывной выборки, а в качестве методов исследования были выбраны контекстуальный анализ, описательный метод, сравнительный анализ и количественный анализ. В ходе исследования автор проводит детальный разбор прецедентных единиц (ПЕ), выделяя прецедентные имена (ПИ), тексты (ПТ) и ситуации (ПС) как искомые ПЕ в анализе рэп-треков. Автор выделяет различные функции ПЕ, а также варианты их классификации, определяя критерии для внесения найденных ПЕ в итоговую таблицу. Кроме этого, автор проводит анализ области интертекстуальности для дальнейшей работы с элементами интертекста в рэп-произведениях. В рамках данной работы автор включает их проявления в анализируемые ПЕ, основываясь на сознательном составлении текстов исполнителями. Автор анализирует явление неймдроппинга - специфичное для лингвокультурного поля рэпа явление, и признаёт результаты его использования ПЕ, основываясь на том же осознанном создании текста рэпером. В ходе работы была составлена таблица прецедентных единиц, включившая в себя работы шести исполнителей, трёх русских и трёх американских, выбранных автором по принципу важности вклада в рэп-культуру - Баста, Oxxxymiron*, Noize MC*, Dr. Dre, Eminem и Kendrick Lamar. Выделив 12 категорий - политика, историй, мифология, криминал, наука, литература, искусство, музыка, кино, спорт, рэп и брэнды, автор распределил найденные ПИ, ПТ и ПС по категориям, составив графики, отражающие результаты. Согласно полученной информации в американском рэпе чаще встречается неймдроппинг и, что важнее, его качественное наполнение отличается от такового в русском рэпе - рэп, брэнды, спорт и криминал в американском и рэп и брэнды в русском. Во-вторых, и русские, и американские исполнители чаще всего используют ПЕ мифологии, политики, музыки и кино ввиду постоянства их упоминания в инфополе. Данные ПЕ являются частью дискурса массовой культуры, что делает их использование понятным рядовому слушателю и остальным исполнителям. В-третьих, были выделены наименее используемые категории, являющиеся маркерами высококультурности рэпа - наука, искусство, литература и история. В творчестве русских рэперов последние две встречаются чаще, чем у американских. Частота их использования позволяет в определённой степени отнести их к маркерамм массовой культуры. В-четвёртых, чаще всего ПЕ используют американские рэперы - в их альбомах чаще встречается употребление ПЕ всех категорий в небольших количествах и ПЕ категорий неймдроппинга, что заметно на примере Eminem - исполнителя, чаще всего использующего ПЕ из американской выборки рэперов. Ввиду меньшей загруженности треков ПЕ категорий неймдроппинга, русские рэперы чаще используют ПЕ категорий литературы, искусства и истории, что видно на примере Oxxxymiron* - исполнителя, наиболее часто использующего ПЕ из русской выборки рэперов. Ключевые слова: рэп, прецедентный феномен, интертекстуальность, именование, кросс-культурные исследования. * - Лицо признано иноагентом на территории Российской Федерации

Текст работы (работа добавлена 26 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ