• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнительный анализ оценки письменных работ студентов преподавателем и языковой моделью искусственного интеллекта

ФИО студента: Лятифова Сабина Азеровна

Руководитель: Стогниева Ольга Николаевна

Кампус/факультет: Школа иностранных языков

Программа: Иностранные языки и межкультурная коммуникация (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

Искусственный интеллект (ИИ) развивается в ускоренном темпе и привносит все больше изменений во все аспекты человеческой деятельности, включая и сферу образования. Одно из нововведений в этой области — автоматическая проверка письменных работ учащихся с использованием нейросетей для выставления оценок. Искусственный интеллект также обладает функцией предоставления обратной связи и предложений по улучшению текстов. Системы автоматизированного оценивания могут существенно снизить академическую нагрузку преподавателей, особенно в сфере изучения иностранных языков, где письменные задания являются важной частью образовательной программы, а их тщательная проверка занимает много времени. Как и любая другая новая технология, системы автоматизированного оценивания, основанные на ИИ, требуют детальной проверки процесса работы. Данное исследование направлено на изучение точности и постоянства выставления оценок за письменные работы студентов, изучающих английский язык как иностранный, произведенного преподавателем и нейросетями на основе ИИ. Актуальность исследования обусловлена активным развитием искусственного интеллекта и связанных с его использованием технологий: системы автоматического оценивания письменных работ могут ускорить процесс работы преподавателей, но, учитывая, какую важность имеет исправление ошибок и точность выставления оценок в процессе изучения иностранного языка, перед внедрением в образовательный процесс они требуют тщательной проверки. Исследование включает в себя проведение эксперимента по сравнению оценок и обратной связи от преподавателя и двух ИИ-программ с функционалом использования в качестве систем автоматической проверки письменных работ: ChatGPT и Essaygrader.ai. Методология работы включает смешанный подход с применением качественных и количественных методов: количественный компонент исследования заключается в проведении статистического и сравнительного анализа с представлением результатов в формате сопоставительной таблицы с демонстрацией оценок за эссе, проставленных искусственным интеллектом и преподавателем; качественный компонент работы включает развернутое сравнение обратной связи, предоставленной нейросетями и преподавателем, а также определение внешних факторов, которые могут иметь влияние на аспекты выставления оценок человеком и нейросетью, и, следовательно, воздействовать на результаты данного исследования. Набор данных для исследования состоит из 40 эссе, написанных студентами Высшей школы экономики, изучающими английский язык как иностранный. Каждое эссе из 40 было оценено преподавателем и двумя рассматриваемыми нейросетями — ChatGPT and Essaygrader.ai — согласно одинаковому набору из пяти критериев. Десять эссе были проверены повторно для изучения постоянства выставления оценок. Пять эссе были отобраны для проведения детального анализа обратной связи. И оценки, полученные за эссе, и обратная связь от преподавателя и искусственного интеллекта были сопоставлены с целью демонстрации текущего уровня развития автоматических систем оценивания письменных работ. Теоретическая значимость исследования заключается в предоставлении сведений о состоянии сферы оценивания письменных заданий нейросетями. Полученные результаты могут быть использованы как преподавателями, заинтересованными в изучении новой технологии оценивания эссе и готовыми использовать ее в работе, так и разработчиками и тестировщиками систем искусственного интеллекта, подходящих для автоматической оценки текстовых работ. Практическая значимость исследования представлена сравнительной таблицей оценок, проставленных нейросетями: эти данные могут быть использованы для дальнейших исследований — например, диахронического анализа эволюции систем автоматической оценки или синхронического исследования результатов работы других систем автоматического оценивания эссе на основе искусственного интеллекта.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ