• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возможность интеграции психодинамического подхода и инструментов профориентации

ФИО студента: Зимина Анастасия Александровна

Руководитель: Кан Анна Сергеевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование (Магистратура)

Год защиты: 2024

Данная магистерская диссертация посвящена исследованию возможности интеграции психодинамического подхода и инструментов профориентации. Работа выполнена с целью теоретического анализа роли бессознательных процессов в сложностях с профессиональным самоопределением, а также обобщения практического опыта при работе с подобными запросами путем интеграции психодинамического подхода и инструментов профориентации. Объем магистерской диссертации составляет 85 страниц, при ее написании было использовано 38 источников литературы. Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, призвание, психодинамический подход. С целью исследования психодинамического взгляда на процесс профессионального самоопределения в работе описана сфера профориентации: ее истории развития, основные подходы, методы и техники - а также приведен анализ ограничений стандартных инструментов профориентации с точки зрения психодинамического подхода, раскрыты его основные понятия в применении к процессу профессионального самоопределения. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что бессознательные процессы недостаточно исследованы в литературе, посвященной данной проблематике, тогда как истоки сложностей в процессе профессионального самоопределения лежат именно в плоскости бессознательного. Эмпирическая часть работы реализована двумя направлениями исследования: анализом интервью с тремя специалистами, работающими с запросами на профессиональное самоопределение и интегрирующими психодинамический подход и инструменты профориентации, а также анализом расшифровок сессий с тремя клиентами, работа с которыми велась на основе одного из описанных специалистами подходов. В ходе исследования полностью подтвердилась гипотеза о том, что психодинамический подход обогащает инструментарий профориентации за счет исследования бессознательных процессов, играющих решающую роль в сложностях профессионального самоопределения. Диссертация имеет высокую практическую значимость для специалистов, работающих с подобными запросами. В ней приведены рекомендации исследовать бессознательные влечения и конфликты клиентов, ведущие к сопротивлению профориентационной работе и реализации выработанных карьерных решений, а также обращаться к их детству, исследуя идентификацию с родителями и заложенные в нем установки, влияющие на профессиональный путь.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ