• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Химический эксперимент как способ формирования исследовательской компетентности на уроках химии

ФИО студента: Качкин Иван Сергеевич

Руководитель: Обухов Алексей Сергеевич

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Педагогическое образование (Магистратура)

Год защиты: 2024

​​Современная реформа образования направлена на гарантирование культурного наследия, ускорение научно-технического прогресса и экономического развития, а также подготовку к быстро меняющимся технологиям. Основное внимание уделяется качеству образования, способствующему успешной адаптации в реальном мире, и развитию личностных качеств, формирующих компетентность учащихся. Внедрение концепции компетентности в образовательную практику средней школы требует коррекции содержания, методов обучения и определения необходимых навыков для обучающихся. Актуальность темы магистерской диссертации о формировании исследовательской компетентности через химический эксперимент выражается в том, что несмотря на обширное количество исследований, посвященных компетентностному подходу в образовании, этот конкретный аспект остается недостаточно изученным. Развитие исследовательской компетентности через практические химические эксперименты представляет значительный потенциал для обогащения образовательного процесса и улучшения обучения в школах через предмет «Химия». Эта тема актуальна в контексте современных требований к образованию, учитывая важность развития критического мышления, аналитических навыков и практической компетенции учащихся. Обзор литературы показал основные ограничения развития исследовательских навыков при изучении химии: недостаточный уровень методической подготовки преподавателей, педагогическая направленность на репродуктивную деятельность учащихся. Анализ учебников по курсу химии для средней школы показал, что основной деятельностью при изучении химических явлений и процессов является воспроизведение и применение полученных знаний. Обзор литературы показывает, что для более глубокого понимания химических понятий целесообразно использовать исследовательскую деятельность учащихся. Однако данные об эффективности этой практики в условиях регулярной деятельности нуждаются в эмпирическом подтверждении и доказывают инновационность и практическую значимость работы. Для разработки сценариев уроков была использована модель исследовательской подхода при обучении естественным наукам, апробация была проведена на базе ГБОУ Школы № 2089. Полученные в результате апробации выводы показывают, что интеграция химических экспериментов в учебный процесс значительно повышает уровень исследовательской компетентности учащихся. Было выявлено, что активное использование экспериментальной работы способствует развитию критического мышления, навыков анализа и синтеза, а также умения формулировать научно обоснованные выводы.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ