• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Использование междисциплинарного подхода для разработки онлайн курса (на основе материалов предмета "Обществознание", 10-11 классы)

ФИО студента: Васильцова Анастасия Константиновна

Руководитель: Чернобай Елена Владимировна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Педагогическое образование (Магистратура)

Год защиты: 2024

Современный мир ставит перед гражданами задачи, решение которых требует применения знаний из нескольких дисциплин. Такое междисциплинарное мышление формируется при использовании междисциплинарного подхода в обучении, которое исследуется в данной магистерской диссертации, представленной в виде учебно-методической разработки. Цель данной работы – изучение особенностей междисциплинарного подхода в обучении и разработка онлайн курса на материале предмета «обществознание». Задачи, поставленные для достижения цели: изучить теоретические основы междисциплинарного подхода в обучении, определить его сущность и принципы; рассмотреть примеры использования междисциплинарного подхода в обучении отечественного и зарубежного опыта; определить место учебного предмета «обществознание» в системе образования и его роль в формировании универсальных компетенций учащихся; провести предпроектное исследование, направленное на определение формата продукта; разработать онлайн курс на материале школьного предмета «обществознание»; провести апробацию онлайн курса; сформулировать выводы и рекомендации по использованию онлайн курса в междисциплинарной направленности. В данной работе анализируется использование междисциплинарного подхода в обучении на примерах отечественного и зарубежного опыта. ВКР содержит в себе анализ учебника по «обществознанию», который подтверждает дефицит междисциплинарных заданий в курсе за 10-11 класс. В работе выделяются критерии междисциплинарности на основе анализа учебных программ зарубежных стран по предмету «Social Studies», на основе которых проектируется онлайн курс по выбранной четырехкомпонентной модели педагогического дизайна. В результате работы был спроектирован онлайн курс на материале предмета «обществознание», который по итогам апробации был рекомендован к использованию на занятиях в школе в рамках дополнительных уроков-практикумов. Также по результатам апробации подтверждается, что курс является междисциплинарным и помогает зафиксировать развитие у учащихся умение мыслить междисциплинарно. Данная работа, по мнению апробирующих учителей, подтверждает, что учебно-методическая разработка, спроектированная на основе междисциплинарного подхода в обучении по четырехкомпонентной модели педагогического дизайна, действительно развивает у учащихся умение критически оценивать и интерпретировать различные точки зрения; анализировать сложные проблемы и находить к ним решения, используя знания из разных областей; коммуницировать и сотрудничать для решения междисциплинарных задач; а также упрощает подготовку учителей к проведению уроков в междисциплинарной направленности.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ