• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие программы общества «Четыре искусства» в позднем творчестве его участников

ФИО студента: Казусева Полина Александровна

Руководитель: Назарова Ольга Алексеевна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История искусств (Бакалавриат)

Оценка: 7

Год защиты: 2024

Общество «Четыре искусства» было важным феноменом в культуре раннего СССР, просуществовавшим всего с 1924 по 1931 год, но оставившим значительное наследие. В данном исследовании рассматриваются произведения двух значимых членов этого общества, живописцев Мартироса Сарьяна и Павла Кузнецова, в частности их произведения, созданные в 1920-1970-х годах, а также их связь с программой общества «Четыре искусства» и её последующим развитием в творчестве художников. Хотя ранние работы этих двух художников хорошо известны, а само Общество не так давно стало темой монографии Адаскиной (2022), данное исследование будет посвящено развитию его идеологии после распада общества на примере Сарьяна и Кузнецова. Цель исследования – проанализировать поздние работы двух художников с точки зрения идеологии «Четырёх искусств» и определить, как они интерпретировали и развивали ее на протяжении своей карьеры. Работа состоит из введения, трёх глав, в которых описывается история «Четырёх искусств», роль Сарьяна и Кузнецова в этом обществе и последующее влияние его программы на их живопись, и заключения. В ходе работы было выявлено, что идеологически и стилистически художники общества, включая Кузнецова и Сарьяна, опирались на культуру русского и французского модерна и символизма, частью которой была их работа в период организации выставок «Голубой розы». При этом именно в 1920-е их индивидуальный стиль полностью сложился и вышел за границы символистского мировосприятия. Работа описывает взаимовлияние метода Сарьяна и Кузнецова с программой «Четырёх искусств» и их общую опору на неё в годы после роспуска Общества: оба художника на протяжении всей карьеры продолжили работать над решением формальных проблем в станковой живописи, акцентированием эмоциональной, а не сюжетной составляющей выбирая такие далекие от официальной «тематической» картины жанры, как пейзаж и натюрморт. В то же время оба художника обращались и к индустриальной картине. Но и в таких работах прослеживается подход, сформированный в годы деятельности «Четырёх искусств». Другие положения, относящиеся к программе Общества, такие как включённость в преподавательскую деятельность и работа по сохранению памятников культуры, также сохраняли важность для обоих художников. Следование этим ценностям оставалось неизменным даже в период советских антиформалистических кампаний, что указывает на ключевое значение наследия “Четырех искусств” в художественной практике Кузнецова и Сарьяна.

Текст работы (работа добавлена 27 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ