• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности поэтики цикла произведений о ведьмаке Геральте Анджея Сапковского

ФИО студента: Захарова Полина Романовна

Руководитель: Деменева Ксения Александровна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)

Программа: Филология (Бакалавриат)

Оценка: 10

Год защиты: 2024

В работе исследуется жанровая сторона цикла произведений о ведьмаке Геральте Анджея Сапковского. В частности, раскрывается взаимосвязь двух жанровых сторон цикла как части фэнтезийной литературы: той, что связана с фэнтези как жанровой структурой и той, которая относится к общелитературным жанрам (в частности, рассказу, роману и эпопее, занимающим особое место в фэнтезийной традиции). Цикл о ведьмаке — одно из первых произведений фэнтези в Польше, во многом сформировавшее локальный канон жанра и познакомившее местного читателя с фэнтезийной традицией. Под циклом произведений о ведьмаке Геральте в работе понимаются семь книг: два сборника рассказов («Последнее желание» (1993) и «Меч Предназначения» (1992)) и пять романов («Кровь эльфов» (1994), «Час Презрения» (1995), «Крещение огнем» (1996), «Башня Ласточки» (1997) и «Владычица Озера» (1998)). Цикл создавался одновременно с критическими работами его автора о фэнтези (в частности, эссе «Вареник, или Нет золота в Серых Горах» (1993) и монографией «Рукопись, найденная в Пещере Дракона» (2001)), а сам Сапковский принимал непосредственное участие в формировании того, что исследователи позже назовут «польским фэнтезийным дискурсом», как автор, читатель и критик фэнтези. Цикл о ведьмаке становится для него полигоном для художественной апробации собственных теоретических представлений о жанре: это большое метатекстуальное высказывание о фэнтези. В данной работе предпринимается попытка осмысления взаимосвязи двух жанровых сторон цикла и демонстрируется, как поэтика рассказа, романа и эпопеи позволяет Сапковскому взаимодействовать с разными сторонами фэнтезийного канона. Внутренняя динамика жанров в цикле помогает автору решить его главную художественную задачу — осмыслить и переосмыслить фэнтези как жанр — и дает ему возможность высказаться по иным вопросам: в частности, по вопросу о месте художественной литературы в жизни современного ему общества и ее соотношении с литературой исторической. Художественные характеристики рассказа, романа и эпопеи позволяют автору последовательно рассмотреть различные источники фэнтези, особенности фэнтезийных героев и образов, сложившихся в традиции, а также понять принципы создания художественного мира фэнтезийного произведения. В исследовании используются методы сопоставительного, интертекстуального и мифопоэтического анализа; при работе с поэтикой жанров привлекаются труды М.М. Бахтина и Г.В.Ф. Гегеля.

Текст работы (работа добавлена 27 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ