• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Применение теории когнитивной нагрузки на уроках английского языка при обучении письму в средней школе

ФИО студента: Ларионова Елена Валерьевна

Руководитель: Горбунова Анна Юрьевна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Педагогическое образование (Магистратура)

Оценка: 7

Год защиты: 2024

Настоящая работа посвящена исследованию проблем когнитивной нагрузки при обучении письменной речи на английском языке у учащихся средней школы и разработке стратегии для ее оптимизации. Цель исследования – разработка педагогической стратегии, направленной на снижение когнитивной нагрузки учащихся при выполнении заданий на письмо, что должно повысить эффективность обучения и улучшить результаты на экзаменах. В рамках исследования были поставлены следующие задачи: изучение теории когнитивной нагрузки в контексте обучения письму, анализ существующих методик обучения письменной речи, выявление проблем, с которыми сталкиваются учащиеся, проведение предпроектного исследования (фокус-групп) и полуструктурированных интервью с учителями, контент-анализ методических рекомендаций Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), а также разработка стратегии по снижению когнитивной нагрузки. Методология данного качественного исследования включала теоретический анализ философских, психологических и педагогических материалов, опросные методы (фокус-группы и интервью с учителями), а также контент-анализ методических рекомендаций ФИПИ, разработанных на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года. Эмпирическая база исследования состоит из данных, полученных в ходе предпроектного исследования и интервью с учителями английского языка, которые имеют опыт преподавания более 10 лет, высшую квалификацию и профессиональные заслуги. Основные результаты исследования:  Выявление ключевых проблем, с которыми сталкиваются учащиеся при обучении письменной речи: организация мыслей и логическая структура текста, ошибки в использовании грамматических структур, ошибки в выборе лексики, ошибки в понимании задания, неправильный стиль письма.  Определение методов и стратегий, применяемых учителями для снижения когнитивной нагрузки, таких как структурирование уроков, индивидуальный подход к ученикам, мотивационные стратегии, интеграция аутентичных материалов и систематическая оценка прогресса учащихся.  Разработка стратегии по снижению когнитивной нагрузки на уроках письма на английском языке для учеников средней школы, основанной на теории когнитивной нагрузки и коммуникативно-когнитивном подходе. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания английского языка в средней школе, что поможет учителям создавать оптимальные условия для развития письменных навыков у учащихся, снижая когнитивную нагрузку и улучшая результаты образовательного процесса. Ключевые слова: когнитивная нагрузка, обучение письменной речи, английский язык, стратегия обучения, методические рекомендации, средняя школа, коммуникативно-когнитивный подход.

Текст работы (работа добавлена 27 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ