• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нарративное VR-искусство 2012–2023 гг. в контексте метамодернизма: основные темы, визуальные особенности и интерактивные приёмы

ФИО студента: Матиец Анна Сергеевна

Руководитель: Назарова Ольга Алексеевна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История искусств (Бакалавриат)

Оценка: 7

Год защиты: 2024

В 2010-х– начале 2020-х технология виртуальной реальности (англ. virtual reality, VR) распространилась в художественной среде. Среди проектов, созданных в этот период, выделяются произведения с ярко выраженной сюжетной линией, которые в данном исследовании называются нарративными. Тогда же, в 2010-х же развернулась дискуссия вокруг метамодернизма – состояния культуры, которое пришло на смену постмодернизму. Принимая во внимание тот факт, что оба явления развивались единовременно, а также некоторые попытки исследователей провести параллель между VR и культурой после постмодернизма, было принято решение рассмотреть нарративное VR-искусство 2012–2023 гг. через призму метамодернизма. Таким образом, целью данной работы является анализ основных визуальных черт, интерактивных техник и тем в нарративном VR-искусстве 2012–2023-х гг. в контексте метамодернизма. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: во-первых, на примере объектов исследования выявить основные визуальные особенности, интерактивные приемы и темы нарративного VR-искусства в 2012–2023 гг. Во-вторых, изучить основные идеи и концепции метамодернизма в приложении к цифровому искусству. В-третьих, определить, какие идеи и концепции метамодерннизма проявляются в основных визуальных особенностях, интерактивных техниках и темах нарративного VR-искусства в 2012–2023 гг. на примере объектов исследования и приводимых к ним аналогий. В ходе работы были получены следующие результаты. Разнообразный визуальный язык нарративных VR-проектов 2012–2023 гг. соотносится с идеями Т. Вермюлена и Р. Ван ден Аккера о метамодернистическом плюрализме и С. В. Ерохина о постпостмодернистической полистилистике. Изменения стиля, цветовой палитры и масштаба, отражающие эмоциональное состояние протагониста, предлагается рассматривать как проявление метамодернистической концентрации на эмоциях, наивности и прямоты, отмеченной Л. Тёрнором, Т. Вермюленом и Р. Ван ден Аккером, а также еще одно выражение полистилистики. Использование эстетики традиционных медиа можно рассматривать как проявление описанного Л. Джонсон «цифрового хэндмэйда», а также как способ подчеркнуть наивность или отослать к определенной исторической эпохе. Элементы глитч-арта могут являться проявлениями «Новой эстетики», описанной Л. Тёрнером, «преформатизма», описанного Р. Эшельманом, а критикующая составляющая глитч-арта, описанная Э. В. Жагун-Линник, выступает в качестве метамодернистического активизма. Элементы гротеска соотносятся с идеями «метамодернистического гротеска» А. Штолла и зачастую позволяют подчеркивать аффект. Интерактивность ориентирована в первую очередь на эмоциональное сближение зрителя и протагониста – это можно описать как «эмпатически-ориентированный геймплей», описанный С. Радченко как проявление метамодернистического аффекта. Само вовлечение зрителя позволяет вновь проводить параллель с перформатизмом. Тематически нарративные VR-произведения 2012–2023 гг. ориентированы на исследование сложных эмоций и чувств, что также вновь соотносится с фокусом внимания метамодернизма. Нередко проекты исследуют опыт Другого, что перекликается с идеями Л. Тёрнера в «Манифесте Метамодернизма» о технологиях как средствах расширения опыта и достижения большей эмпатии. Также некоторые проекты сами могут изображать технологии как средства воссоединения и со-проживания травматичного опыта. Еще одной темой, интересующей нарративное VR-искусство 2012–2023 гг. темой является тело, физиология и телесность. Это соотносится с описанным Н. Хрущевой и А. Д. Некрасовой вниманием метамодернизма к телесным ощущениям и взгляду на тело как источник предельно индивидуального экзистенциального опыта.

Текст работы (работа добавлена 27 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ