• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательные экосистемы школ в территориях со сложным контекстом: на пути к сохранению контингента

ФИО студента: Соловьева Екатерина Сергеевна

Руководитель: Анчиков Константин Михайлович

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Педагогическое образование (Магистратура)

Год защиты: 2024

В работе рассматривается понятие школьной образовательной экосистемы от его теоретического осмысления до сравнения с реальными практиками российских школ. Представления и рассуждения об образовательной экосистеме часто возникают в общественной повестке, в СМИ, в приоритетах образовательной политики или при дискуссии о значимости сетевого взаимодействия образовательных и социокультурных институтов. При этом не до конца понятно, насколько в реальности российского образования применимо обсуждение непосредственно экосистемного подхода. В работе сделан упор на понимание того, как в различных территориях построено взаимодействие школы с внешней средой, можно ли его назвать экосистемным? Отдельный ракурс сосредоточен на характеристиках такого взаимодействия, отличиях территориальных кейсов друг от друга в зависимости от контекстных, средовых условий. Для анализа был сделан теоретический обзор литературы вокруг понятия «образовательная экосистема»: истоки возникновения феномена, его определение, свойства и характеристики, цели и задачи. Приведены примеры взаимодействия образовательных организаций, существующие сегодня в России. Дана попытка теоретически концептуализировать одну из разновидностей образовательных экосистем – школьную экосистему. В эмпирической части используются данные, собранные в трех территориях в рамках экспедиций НИУ ВШЭ. Практическая часть исследования включает в себя анализ школьных практик на территориях со сложным контекстом, который включает в себя особые социально-экономические, климатические и географические условия; сопоставление территориальных кейсов; выявление в них характеристик, отвечающих понятию «образовательная экосистема»; выводы о влиянии на школьные практики условий среды.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ