• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Творческий метод Мартина Макдонаха

ФИО студента: Брюхова Алёна Алексеевна

Руководитель: Деменева Ксения Александровна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)

Программа: Филология (Бакалавриат)

Оценка: 10

Год защиты: 2024

Данная работа посвящена творческому методу Мартина Макдонаха и фокусирует исследовательское внимание на таких основополагающих составляющих драматических работ и сценарной драматургии автора, как композиционно-синтаксический метод устройства динамики и драматического напряжения, корреляция разных видов искусства, синтез и трансформация кинематографической и литературной традиций в рамках созданного интермедиального пространства, деконструкция трагедийных принципов, эксплуатация паттернов детектива и вестерна как эволюционирующих компонентов поэтики современного драматурга-режиссёра, а также расширение интертекстуальных связей и круга аллюзий, прецедентных текстов через включение социального опыта медиакультуры. Творческий метод Мартина МакДонаха в современном научном дискурсе изучен недостаточно. Предыдущие исследования затрагивали особенности поэтики Мартина МакДонаха, рассматривали вопрос интертекстуальности, присутствия исторических аллюзий и биографического контекста (Лонерган, 2012; Рис, 2013; Дойл, 2007). Тем не менее, многие важные аспекты драмы и сценарной драматургии Макдонаха остаются неисследованными: например, не изучена трансформация канонических драматических жанров и их взаимодействие с кинематографическими формами в макдонаховском тексте, не выявлены особенности в типологии пути героев, не дан комментарий сконструированной языковой системе, не определены особенности репрезентации исторических и поп-культурных фактов в тексте. Более того, предыдущие исследования не учитывают такие основополагающие составляющие драмы Макдонаха, как гетеротопное интермедиальное пространство и поливалентный драматический фокус. Поэтике Мартина Макдонаха в литературоведческих не дано определение устойчивой типологии, поэтому следует расставить акцент на многообразии жанрового диапазона текстов автора, рассматривая его работы как единый литературно-фильмический комплекс. В работе мы восполняем обозначенную лакунарность в области исследований, посвященных творчеству Макдонаха. Кроме того, в следующей работе тексты Мартина Макдонаха рассмотрены с учетом их диалогичности по отношению к масс-медиальному дискурсу, поэтому исследование затрагивает вопросы репортажной повествовательности, постколониальной теории и исторической репрезентативности. В качестве материала исследования в работе выступают трилогии «Линэнская трилогия», «Трилогия Аранских островов», пьесы «Человек-подушка» и «Однорукий из Спокана», а также кинотексты «Залечь на дно в Брюгге», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Банши Инишерина». Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые предпринята попытка провести комплексный анализ драматических и кинематографических работ Мартина Макдонаха и последовательно описать основные черты его творческого метода. Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть театр и кино Мартина Макдонаха как единую систему перекликающихся мотивов, образов, сюжетов и смыслов и выявить специфику семантической организации текстов автора с учётом их интермедиальной и семиотической структуры. Объектом научного исследования явились особенности творческого метода Мартина Макдонаха как сложного семиотического целого. Предметом исследования стали способы реализации Мартином Макдонахом этих особенностей для формирования индивидуального творческого метода. В результате выполненной работы проведено исследование творческого метода Мартина Макдонаха и выявлена специфика семантической организации текстов автора с учётом их интермедиальной и семиотической структуры. В первой части исследования изучена композиционно-синтаксическая структуры драмы и сценарной драматургии, проведён анализ пьес, сценариев и кинотекстов Мартина Макдонаха, установлена их жанровая природа и особенности их драматического устройства. Во второй части исследования рассмотрены такие концептуальные особенности в текстах Мартина Макдонаха, как психосимволический страх перед силой архаической матери, травестирование образа жертвы через изображение кощунственного существа, связанного с самодеструкции (вызов Танатоса), а также кинематография желания и насилия. Более того, значимой составляющей работы стало подготовление словаря с лексикой из созданной Макдонахом лингвистической системы, в которой происходит смешение ирландского, английского и гиберно-английского языков, появляются эрративы и неологизмы, который может быть использован для перевода лингвистических и культурных непереводимостей в текстах автора. В исследовании также обозначен комплекс исторических и масс-медиальных аллюзий в текстах Макдонаха, через которые автор развивает проблемы глобализации, эмиграции, колонизации, войн, рассовых превосходств и национальной ненависти.

Текст работы (работа добавлена 30 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ