• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Адаптация молодых сотрудников в научных коллективах

ФИО студента: Банько Анна Алексеевна

Руководитель: Павлюткин Иван Владимирович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

Изменения, произошедшие в последние десятилетия как в глобальной науке, так и в российской науке в частности, сделали актуальным изучение деятельности научных коллективов и адаптации в них новых участников. Социология малых групп позволяет проблематизировать процесс адаптации молодых ученых в российских научных коллективах, противопоставляя индивидуальные и коллективные начала. В рамках этого подхода внимание исследователей сосредотачивается взаимодействии, условиях стабильности и эффективности коллективов. В настоящем исследовании была предпринята попытка совместить два этих подхода, рассмотрев как надындивидуальную структуру научных коллективов, так и вопросы адаптации в ней конкретных участников — молодых ученых. Соответственно, настоящее исследование направлено на выявление того, как осуществляется процесс адаптации молодых ученых в российских научных коллективах. Было проведено 15 полуструктурированных интервью с представителями 5 научных коллективов (по 3 человека на каждый), как из сферы SSH, так и из сферы STEM. В выборку вошли представители трех организаций: НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова и Российская академия наук. Разговор с тремя участниками из каждого коллектива (раздельно) позволил реконструировать коллективную реальность. Данные анализировались и собирались с применением подхода обоснованной теории в версии Б. Глезера и А. Стросса. Показывается, что адаптация молодых сотрудников в российских научных коллективах заключается в том, что им необходимо найти свое место, осознать и показать, что конкретно они могут привнести в деятельность этого коллектива и чем конкретно они могут быть полезны. Молодые ученые были подразделены на «внутренних» и «внешних» в зависимости от механизмов попадания в научный коллектив, и далее в зависимости от этого анализиурется, каким образом они встраиваются в коллективную реальность, взаимодействуют в ней с руководителями и другими участниками, а также осуществляют реализацию индивидуальных целей. «Внутренние» участники на этапе попадания в коллектив осознают, к кому и зачем они идут. «Внешние» не всегда знают, в какой проект они могут вовлечься, им нужно прилагать определенные усилия для поиска своей ниши. Соответственно, ожидания не всегда соотносятся с реальностью: если человек внешний, ему не всегда удается найти применение своим способностям, он может заниматься задачами, которые не до конца ему подходят. В процессе деятельности в научном коллективе «внутренние» участники способны объяснить причины, по которым сформировались те или иные практики и условия, «внешние» не могут этого сделать. Понимание коллективной реальности помогает преодолевать трудности и объяснять их, смиряться с ними, вырабатывать стратегии, позволяющие ослабить влияние этих трудностей на собственную деятельность. Настоящая работа дает дальнейшие направления для исследований в области организации деятельности в научных коллективах с позиции других акторов (например, руководителей или тех, кто выбыл из этих коллективов), а также с применением методов сетевого анализа.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ