• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как характеристики семьи влияют на тип досуга российских дошкольников?

ФИО студента: Бобкова Елизавета Александровна

Руководитель: Рощина Яна Михайловна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

С одной стороны, некоторые родители выбирают для своего ребенка различные кружки, делегируют образовательный процесс и формируют активный досуг вне дома. С другой стороны, какие-то родители используют самостоятельные методы формирования дошкольного досуга, выбирают альтернативные и эффективные развивающие занятия. Некоторые семьи сталкиваются с недостатком мест в образовательных организациях, а другие даже не стремятся вовлекать дошкольников в таких организации. Родители являются главными в процессе формирования детского досуга и принимают ключевые решения, связанные с образовательными стратегиями для их детей дошкольников. Поэтому в рамках данной работы досуг дошкольников будет рассмотрен с точки зрения влияния родителей на их детей. Цель исследования заключается в том, что требуется построить типологию досуга дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад, и оценить влияние социально-демографических характеристик ребенка и его семьи на него. На основе переменных о затратах времени на разные виды методом факторного анализа были выделены основные виды досугового поведения детей. Виды досуга были сгруппированы в более крупные категории. Было выделено 4 типа досуга: - активность на улице, то есть любые игры, рисование, музыка и встречи вне детского сада - спорт, творчество и знания - домашние занятия – ТВ, чтение, игры и видеоигры - пассивный досуг Ранее выделенные факторы, а также полученная на основе кластерного анализа переменная были использованы как зависимые в регрессионных моделях (факторы - в регрессии МНК). Независимые переменные - характеристики ребенка (пол, возраст, уровень здоровья, посещение детского сада), его родителей (уровень образования, занятость), семьи (наличие братьев и сестер, бабушек\дедушек, душевой доход, обеспеченность семьи предметами длительного пользования, жилая площадь на человека и т.д.), часы в неделю по уходу за ребенком (по видам - родственники, живущие отдельно; д\с; другие лица), а также места жительства (город или село, душевые доходы и безработица в регионе). Нами были выявлены наиболее влияющие социально-демографические факторы для каждого вида досуга. Наличие земельного участка и проживание в областном центре больше всего оказывает влияние на уличную активность, спорт и музыку. Возраст ребенка, а также проживание в селе и поселке городского типа больше всего детерминирует спортивную, творческую и образовательную деятельность дошкольника. Для домашнего досуга определяющими характеристиками стало обучение в любой ДОО и душевой доход. В рамках данного исследования существует несколько ограничений, которые важно упомянуть. Во-первых, наблюдается перекос выборки в РМЭЗ к менее бедным слоям, отчего данные репрезентативны ближе к менее обеспеченным семьям, отчего можно утверждать, что в базе дети будут меньше задействованы в дошкольной образовательной деятельности, так как доход семьи оказывает влияние на интенсивность. Во-вторых, в детский вопросник базы РМЭЗ изначально заложена группировка видов досуга, как было уже упомянуто ранее, то есть творческие или спортивные занятия совмещены, нельзя отделить и посмотреть в разрезе каждого конкретного занятия. В-третьих, качество регрессионных моделей варьируется от 4,5% до 13%, что отражает низкий уровень описания влияния. В рамках данного исследования были найдены значимые характеристики, однако нельзя с большой точностью утверждать о хорошей предсказательной способности модели/

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ