Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трансформация социальных смыслов потребления кофе на примере сегмента “спешелти кофе” в России

ФИО студента: Горохова Анна Сергеевна

Руководитель: Глазков Константин Павлович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Оценка: 7

Год защиты: 2024

С 2000 года растет популярность кофейных напитков среди россиян, о чем свидетельствует рост продаж кофе и увеличение числа кофеен. Развитие кофейной индустрии, в том числе в России, принято делить на три этапа, которые называют «волнами». Движение от первой волны потребления кофе к третьей сопровождалось изменением социальных смыслов кофе, которые претерпели трансформацию от напитка для утилитарного потребления до напитка для изысканного потребления, символизирующего статус потребителя. Цель исследования — классифицировать и описать этапы «потребительской карьеры» потребителей кофе. В исследовании применен дизайн смешивания методов, объединяющий данные онлайн-опроса с выборкой из 593 россиян, являющихся регулярными потребителями кофе, и 12 глубинных интервью с продвинутыми потребителями кофе. Анализ количественных данных включает методы количественного контент-анализа и статистического анализа, анализ качественных данных проведен в логике подхода обоснованной теории посредством открытого и осевого кодирования. Результаты исследования показали, что ядро социальных представлений о кофе состоит из категорий, отражающих его качественные и стимулирующие свойства, связанные с ним эмоции и социальные практики, при этом на уровне социальных представлений выделяются различия между продвинутыми и обычными потребителями кофе. Категория «вкус» входит в ядро социальных представлений обеих групп, однако если обычные потребители подразумевают под ней приятный вкус кофейного напитка с различными добавками, то для продвинутых потребителей вкус имеет смысл уникальной характеристики кофе, обладающей внутренним разнообразием. Потребительская карьера включает в себя роли начинающего, среднего и продвинутого потребителя кофе, различающиеся сформированностью вкуса. Развитие вкуса происходит благодаря накоплению вкусового опыта через дегустацию разнообразных сортов кофе, причем на начальных этапах карьеры особую роль играет обучение со стороны бариста и других ценителей кофе. Результаты исследования конкретизируют подходы П. Бурдье, модель «девиантной карьеры» Г. Беккера и концепцию ритуала трансформации вкуса Р. Квинтао и коллег, предлагая рассматривать процесс превращения обычного потребителя в продвинутого как последовательность трех стадий, а вкус — не только как статичный набор предпочтений, но и доступную для тренировки посредством повторяющейся практики физическую и когнитивную способность к восприятию и категоризации вкусовых ощущений.

Текст работы (работа добавлена 30 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ