• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трансформации кинопотребления в условиях системных изменений кинопроката

ФИО студента: Зубкова Валерия Сергеевна

Руководитель: Большаков Никита Викторович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

Статистика кинопроката в России за последние годы говорит о том, что россияне стали реже ходить в кинотеатры. Пандемия COVID-19 вызвала первое изменение в спросе на такой досуг, так как в силу введения карантина и ограничений на массовые мероприятия люди не имели постоянной возможности посещать кинотеатры. Позднее Специальная военная операция, а точнее связанные с ней санкции и ограничения, повлекли масштабные изменения в структуре самого проката: лишение кинотеатров прав выпускать в прокат иностранные премьеры, активная замена проката на российские фильмы или повторный прокат уже вышедших фильмов. Дополнительным изменением можно рассмотреть и развитие стриминговых сервисов, которые стали популярной альтернативой былых кино-практик. Однако важно отметить, что очная практика кинопотребления является социальным видом досуга, который включает в себя не только желание зрителей посмотреть фильм, но и потребность в коллективном досуге, как один из видов социализации. В связи с чем исследовательский вопрос направлен на изучение того, как трансформации в кинопрокате, произошедшие за последние пару лет, изменили отношение и восприятие кинотеатров и кинопроката в глазах потенциальных посетителей, и как данные изменения повлияли на практики досуга. Для ответа на данный вопрос был выбран качественный дизайн исследования, в котором эмпирическим объектом стали жители Москвы в возрасте от 18 до 45 лет, которые до 2020 регулярно посещали кинотеатры (1–2 раза в месяц или чаще). Было проведено 15 полуструктурированных глубинных интервью. В результате было выявлено, что пандемия открыла возможности онлайн просмотра и сформировала новые практики, однако не стала полной заменой кинотеатров, так как лишь актуализировала потребность в социальном и коллективном досуге. В то время как санкции вызвали изменения структуры кинопроката, что отразилось на предпочтении иных возможностей просмотра, в силу незнания актуального репертуара, дополнительной траты времени на поиск возможности просмотра иностранного кино, которое имеется не во всех кинотеатрах. Так, онлайн просмотр в рамках текущих изменений становится более гибким вариантом просмотра фильмов, предоставляющим бОльший доступ к различному контенту. Поход в кинотеатр же является более иммерсивным и культурно-значимым опытом, в котором важную роль играет не только сама возможность просмотра фильма, но и сопутствующий ему опыт посещения культурного заведения.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ