• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интеграция в университетскую среду: опыт первого года обучения среди студентов с высокими академическими результатами при зачислении

ФИО студента: Маюкова Екатерина Владимировна

Руководитель: Павлюткин Иван Владимирович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Оценка: 7

Год защиты: 2024

В России институционально сложился особый трек для поступления в университеты - олимпиадный трек, предполагающий зачисление в университеты через победу в интеллектуальном состязании. В настоящее время этот трек становится важным способом поступления в высокоселективные университеты. Олимпиадам посвящено довольно много литературы, относящейся к школьному уровню - тому, как сложилась традиция олимпиад, как они методологически устроены, а также, как происходит вход в олимпиады и какие практики поддержки складываются вокруг олимпиадников. Однако, довольно мало работ посвящено тому, что происходит с олимпиадниками в университете, имплицитно предполагая, что олимпиады отбирают студентов, наиболее подготовленных к учебе в университете, так как во многих исследованиях показано, что успеваемость в школе становится одним из основных предикторов успешного обучения в университете. Однако, судя по административным данным НИУ ВШЭ, олимпиадники здесь хуже учатся, имеют больший отсев на некоторых факультетах, и имеют больший процент пересдач, чем студенты, поступившие по общему конкурсу. Таким образом, становится важно понять, что происходит со студентами-олимпиадниками в университете, насчет которых предполагается, что в университете они будут показывать высокие академические результаты. Если говорить о том, чем различаются студенты-олимпиадники и студенты, поступившие по общему конкурсу, то олимпиадников от последних отличает специфический школьный опыт. Отличительными чертами олимпиадного трека становятся сосредоточение на узком предмете олимпиады и глубокое погружение в него, а также индивидуализированная школьная траектория. Объяснительная гипотеза исследования выведена с помощью теорий, объясняющих, как предыдущий школьный опыт может влиять на обучение в университете. Олимпиадники могут терять в университете учебную мотивацию вследствие “переподготовленности” к учебе в университете. предполагаю, что студенты, пришедшие после олимпиадного движения, и прошедшие университетскую программу “вперед”, будут разочарованы именно в программе университета, а разочарование, в свою очередь, приведет к снижению учебной мотивации и снижению настойчивости к обучению, что приведет к снижению интеграции в университетскую среду. В данном исследовании, выполненном в качественном дизайне, на основе 14 интервью, мы исследуем опыт студентов-олимпиадников на 1 курсе университета. Согласно нарративам информантов, проблема переподготовленности существует, но она актуальна для очень узкого круга олимпиадников - тех, кто давно и последовательно занимался предметом до поступления в университет, и в университете занимается этим же предметом. Такие студенты сталкиваются с тем, что они ожидают, что университет сразу будет погружать их в выбранный предмет, в то время как первый курс университета состоит из непрофильных и вводных предметов. Однако, это не становится причиной выпадения из системы образования и снижения успеваемости - респонденты имеют четкие установки на окончание университета. При этом, было выявлено, что сам по себе олимпиадный опыт, хоть и частично определяет опыт пребывания в университете, но он не становится структурирующим для этого опыта. Олимпиады в этом контексте, хоть и могут быть важной частью жизни студента, при этом становятся вписаны в более широкий контекст рассуждений о жизненном пути. Изначальные теоретические концепты, приведенные в литобзоре, частично объясняют некоторые механизмы, определяющие университетский опыт, но куда более перспективной интерпретацией поля мне кажется обращение к литературе, которая обращается к формированию образовательных установок школьников и восприятию образования в зависимости от СЭС семьи, нежели от школьного опыта.

Текст работы (работа добавлена 30 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ