• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дискурсивное и практическое (вос)производство "фандома" как сообщества любителей мюзиклов в России

ФИО студента: Масалова Александра Андреевна

Руководитель: Ларкина Татьяна Юрьевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Оценка: 8

Год защиты: 2024

В последние годы театральная жизнь в России ввиду общественных социально-экономических трансформаций претерпела значительные изменения. Мюзикл, хотя изначально является «порождением западной культуры», уже долгое время развивается в России как популярный национальный жанр. С каждым годом он привлекает все больше людей, которые называют себя «мюзикловыми фанатами», активно подчеркивая при этом «театральную» основу своего интереса. Тем не менее на текущий момент в социологическом поле практически отсутствуют исследования как места жанра мюзикла в обществе в целом, так и сообщества, объединившегося на основе «неравнодушия к жанру». При этом не до конца остается понятным, каким образом в случае с театром появляется дискурс о «фандоме», который объединяется в единое сообщество любителей мюзиклов. Используя в качестве теоретической основы различные теории формирования и функционирования сообществ, а также практик вовлечения и взаимодействия между их участниками, в исследовании рассматривается (вос)производство «фандома» как сообщества любителей мюзиклов в России. Это сообщество является центром общения людей, которые активно заявляют о своей любви «к жанру», на основе которой объединяются в единое сообщество. С помощью использования качественных методов невключенного наблюдения и 10 глубинных полуструктурированных интервью в работе изучаются основные практики и дискурсы, существующие сегодня в фандоме Российского Музыкального Театра в целях определения, как эти практики и дискурс способствуют (вос)производству «фандома» как сообщества. Исследование показало, что участники РМТ-фандома формируют крепкие межличностные связи, в которых одной из важных практик является «обмен» информацией и мнениями. Они регулярно общаются и создают сплоченное сообщество, в котором каждый вносит свой вклад по мере своих возможностей. При этом существует довольно большой пул возможной деятельности в рамках фандома, который также порождает разнообразные отношения между его участниками, приводящие, в том числе к активному развитию дискурсов внутри фандома. Исследование предполагает, что рассматриваемое сообщество заключает в себе многие характеристики различных сообществ, но ближе всего подходит к понятию «сообщество практики». При этом непосредственно практики и определенный дискурс вокруг идентичности РМТ-фаната, распределения разных ролей между участниками, а также их взаимодействия дают возможность фандома активно воспроизводиться как своеобразному сообществу практики.

Текст работы (работа добавлена 30 мая 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ