• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государственные и независимые театры как организации: позиционирование и стратегии развития

ФИО студента: Макарова Екатерина Сергеевна

Руководитель: Поплавская Анита Андреевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2024

В работе проанализированы принципы организации театральной деятельности в государственных и независимых театрах. Было проведено 14 интервью с представителями государственных и независимых театров, на основе которых стало понятно, как театры соотносят создание творчества и ориентацию на коммерческий успех. На настоящий момент государственный театр испытывает не лучшее время, например, средняя заработная плата в театрах Москвы ниже средней заработной платы по региону. Государство осознает необходимость инвестировать в культурный капитал населения, однако эти суммы не эффективно расходуются. Одновременно с этим появляется всё больше независимых театров, которые не финансируются государством. Работа направлена на изучение того, как коммерческое и творческое позиционирование театров будет соотноситься с наличием или отсутствием государственной поддержки. В ходе работы были рассмотрены теория структурации Гидденса, чтобы связать действие и структуру, теория полей Флигстина, и изучена роль государства в его культурно-политическом подходе, чтобы показать, как через нормы государство способно оказывать влияние на организации. Затем был представлен экологический подход к рассмотрению организаций. Для того чтобы перейти к разделению коммерческого и творческого было обращение к концепции миров по Болтански и Тевено. В конце были рассмотрели аспекты, касающиеся конкретно организации театра: такие как его устройство, ориентацию на производство предметов искусства и взаимодействие со зрителем, а также такая область знания как социология театра. Государственные театры походят на бюрократические организации. Действительно, в театрах обнаружилась иерархия и четкое распределение обязанностей, “выбиваться” из этой картины может художественный руководитель, особенно при условии, что он известная и уважаемая фигура. Такие театры действительно институционализированы в поле, однако их успех зависит от их собственных творческих заслуг. Финансирование помогает самим театрам ориентироваться на творческую логику, но успех спектакля измеряется как соединение творческой стороны и коммерческой. Государственные театры за счет имеющейся поддержки не так заинтересованы в коммерческом успехе как независимые театры. Независимые театры будут иметь две стратегии развития, либо оставаться относительно “нишевыми”, либо стремиться к широкому зрителю и необходимой институционализации. Независимые театры действительно ориентируются на государственные театры, но не как как те, что зависят от государственной поддержки, а как на наиболее успешные в поле организации. Стремление стать государственным театром исходит из стремления получить финансирование на обеспечение своей деятельности. Ограничением исследования может стать смещение выборки в сторону представителей независимых театров. Также сами театры могут быть относится к театрам разного вида (драматический театр, театр кукол и тд), что также могло помешать сделать более точные выводы, касательно стратегий развития театров. Перспективой данной работы может стать отдельное исследование внутренней организации конкретных театров, кейс-анализ театра, в котором бы объяснялось взаимодействие между участниками театра.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ