• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культура интенсивного материнства в популярных образовательных русскоязычных аккаунтах в социальных сетях: детоцентризм и семьецентризм

ФИО студента: Коротенко Анастасия Владимировна

Руководитель: Михайлова Оксана Рудольфовна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Доказательное развитие образования (Магистратура)

Год защиты: 2024

Распространение культуры интенсивного материнства является актуальным трендом в современной медиасреде. При этом родители сегодня используют социальные сети в качестве инструмента информального образования, который может быть рассмотрен как с точки зрения образовательных и педагогических теорий (эдьютеймент, андрогогика, эвтагогика), так и теорий медиа (теория фрейминга, теория использования и удовлетворения). В литературе существует несколько подходов к определению интенсивного материнства: детоцентричный подход, в котором мать прикладывает максимальные усилия для развития и образования ребенка, и семьецентричный, где ответственность женщины распространяется на функционирование семейной системы целиком. Целью настоящего исследования является определение типа интенсивного материнства, наиболее характерного для популярных образовательных русскоязычных аккаунтов о материнстве в Instagram*. С помощью метода нетнографии собрана эмпирическая база, состоящая из 608 популярных текстовых публикаций в 63 русскоязычных аккаунтах о материнстве за период 01.07.2022 г. - 01.01.2024 г. Используя контент-анализ в качестве метода анализа данных, в работе демонстрируется доминирование характеристик семьецентризма в русскоязычном медиаландшафте. Отдельно отмечены дополнительные характеристики, свойственные репрезентации культуры интенсивного материнства в русскоязычных медиа, среди которых одинокое материнство, создание позитивного образа материнства, важность профессиональной реализации матери. Полученные результаты соотнесены с Концепцией государственной семейной политики в России, а также предложены варианты продвижения образовательных продуктов как для детей, так и для взрослых в исследуемых аккаунтах. *социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации. Ключевые слова: информальное образование, интенсивное материнство, социальные сети, детоцентризм, семьецентризм.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ