• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интерпретации идеи модерности в поэтических школах Ближнего Востока и Средней Азии в ХХ веке

ФИО студента: Корчагин Кирилл Михайлович

Руководитель: Алонцев Максим Альбертович

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Мусульманские миры в России (История и культура) (Магистратура)

Год защиты: 2024

В настоящей работе речь пойдет о том, каким образом идея модерности преломляется в практике нескольких поэтических школ, возникших в ХХ веке в мусульманских обществах Ближнего Востока и Центральной Азии, а именно — в турецком ангажированном модернизме Назыма Хикмета, ливано-сирийском круге журнала «Ши‘р», иранском движении «Ше‘р-е нов» и так называемой ферганской школе, объединявшей поэтов и художников Узбекистана. Эти школы обычно воспринимаются в контексте международного литературного модернизма, где литературы «глобального Юга» (пользуясь известным выражением Иммануила Валлерстайна) играют определяющую роль. Хронологические рамки работы охватывают весь ХХ век, хотя перечисленные движения выходили на литературную сцену постепенно, перехватывая друг у друга эстетическую и интеллектуальную повестку: раньше всего, в 1920-е годы, формируется модернистское движение в Турции и Иране, затем ему на смену на рубеже 1940—1950-х годов приходят арабские модернисты, сформировавшие собственную литературную программу ко второй половине 1950-х годов и остававшиеся активными вплоть до начала гражданской войны в Ливане (1975); с некоторым перерывом, в 1980-е годы, возникает ферганская школа, распадающаяся как целостное явление уже в середине 1990-х годов, хотя отдельные принадлежащие к ней авторы продолжают работать до сих пор. Между всеми этими направлениями практически отсутствовал прямой контакт, но при этом наблюдалось значительное сходство в том, как они видели место модернистской литературы в культурном контексте глобального Юга. Во многом такое положение дел, как будет показано в работе, было обусловлено принадлежностью к мусульманским (со)обществам, пусть отличающимся друг от друга, но сохраняющим значительную культурную близость.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ