• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экосистема как платформа для роста российских компаний

ФИО студента: Лукин Иван Владимирович

Руководитель: Анилов Артем Эдуардович

Кампус/факультет: Факультет экономических наук

Программа: Корпоративные финансы (Магистратура)

Оценка: 7

Год защиты: 2024

Основная цель данной исследовательской работы заключается в поиске, определении и получении количественной оценки степени влияния ключевых факторов (самодостаточность экосистемы, уровень интеграции сервисов в экосистему, удовлетворенность клиентов), влияющих на эффективность внедрения и развития бизнес экосистем для российских компаний в условиях ограниченного доступа к передовым технологиям и рынкам сбыта. Для достижения поставленной цели в рамках данного исследования рассчитаны оценки стоимости экосистем двух российских технологических компаний МКПАО «Яндекс» и МКПАО «ВК» с помощью метода дисконтированных денежных потоков через драйверы: количество активных клиентов, средний процент оттока клиентов, цифровая воронка продаж и средний чек/комиссия. С помощью анализа чувствительности показателя NPV – экосистемы, были получены нетривиальные результаты. Самодостаточность экосистемы, выраженное в количестве бизнес-направлений, неравномерно, но существенно влияет на NPV: удалив хотя бы одно бизнес-направление, менеджмент компании получит негативный эффект на стоимость бизнес экосистемы. Каждый сервис экосистемы является каналом привлечения активных пользователей для других сервисов и бизнес-направлений компании. Лишившись одного компонента, экосистема теряет дополнительный источник информации об активном клиенте, а также канал привлечения пользователей для других сервисов. Уровень интеграции сервисов в экосистему, выраженный в количестве пользователей общей подписки, незначительно влияет на показатель NPV экосистемы. Удовлетворенность клиентов может оказывать значительный положительный эффект на стоимость экосистемы, поскольку позволяет обеспечить «переток» активных пользователей из одного сервиса в другой без потери общего числа активных неуникальных клиентов. Невысокий уровень интеграции сервисов «ВК», выраженный в незначительном объеме межсегментной выручки, в сочетании с низким уровнем удовлетворенности клиента говорит о неэффективном использовании ресурсов при построении экосистемы. Компания активно инвестирует в создание и покупку существующих технологических решений, но не использует и не развивает имеющиеся портфель наиболее крупных активов, а также не уделяет должного внимания интеграции сервисов, что является одной из причин невысоких финансовых результатов.

Текст работы (работа добавлена 10 июня 2024 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ