• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управленческие практики инклюзивных школ

ФИО студента: Акмаева Анастасия Сергеевна

Руководитель: Кобцева Анна Александровна

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2025

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНЫХ ШКОЛ Аннотация. С 1980-х годов вопросы инклюзии и предоставления равных образовательных возможностей обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются актуальными для российской повестки. Более десяти лет в РФ действует законодательство, регламентирующее инклюзивное образование, и школы России ищут способы его применения в управленческой практике. Публикаций, отражающих управленческие практики в инклюзивных школах России, мало. Исследование посвящено анализу управленческих практик инклюзивных школ, направленных на развитие инклюзивной готовности и инклюзивной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, в частности, с расстройствами аутистического спектра (РАС) и подчеркивает важность инклюзии как философии обучения, которая акцентирует внимание на необходимости развития педагогов и создания поддерживающей образовательной среды. Проведено исследование, результаты которого представляют сложившиеся организационные механизмы управления развитием компетентностей педагогов на примере инклюзивных школ г. Казани, с целью чего проведены полуформализованные интервью с членами управленческих команд казанских школ, реализующих программы для детей с аутизмом и внедряющих управленческие практики по развитию инклюзивной готовности и инклюзивной компетентности учителей. Результаты показывают, что реализация инклюзии требует комплексного подхода, включающего обучение педагогов, взаимодействие с родителями и индивидуализацию образовательного процесса. Основные выводы подчеркивают, что инклюзивные управленческие практики являются ключевыми для создания доступной и поддерживающей образовательной среды. Рекомендации по дальнейшему развитию инклюзивного образования включают необходимость повышения квалификации педагогов и активного вовлечения родителей в образовательный процесс. Исследование предлагает управленческие практики и подходы, которые могут быть адаптированы для улучшения инклюзивного образования в различных контекстах.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ