Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наставничество как потенциальный ресурс преодоления профессиональных дефицитов молодых специалистов образовательных учреждений

ФИО студента: Борисова Анна Валентиновна

Руководитель: Бакушина Алла Николаевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2025

В магистерской диссертации рассматриваются возможности наставничества, как механизма поддержки молодых специалистов образовательных учреждениях Российской Федерации. Проблема исследования связана с выявлением возможностей наставничества, как потенциального ресурса преодоления профессиональных дефицитов, побуждающих молодых специалистов к уходу из профессии учителя. В главе 1 излагаются теоретические и правовые основы наставничества в российской системе образования, определяются ключевые понятия исследования: («наставничество», «молодой специалист», «профессиональные дефициты» и «потенциальный ресурс»), рассматриваются существующие модели наставничества. Глава 2 посвящена выявлению представлений педагогического сообщества Российской Федерации о наиболее распространенных профессиональных дефицитах, с которыми сталкиваются молодые специалисты, а также их запросов на наставничество. В качестве диагностического инструментария автором работы были использованы качественные методы исследования, такие как экспертные сессии и фокус-группы. В Главе 3 рассматриваются контекстуальные условия развития института наставничества в России и описывается разработка дефицитарной модели наставничества сочетающей структурированный цикл наставничества с инновационным цифровым инструментам - чат-ботом-наставником. В исследовании делается вывод о том, что качественно организованная система наставничества может служить потенциальным ресурсом для преодоления профессиональных дефицитов, тем самым потенциально снижая уровень оттока молодых специалистов из сферы образования. Это исследование способствует популяризации эффективных практик наставничества и подчеркивает необходимость системных изменений в поддержке начинающих педагогов в сфере образования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и трех приложений. Текст работы предваряется аннотациями на русском и английском языках. Общий объем работы составляет 201 страниц, из которых 187 страниц составляют основное содержание. Количество рисунков - 31, количество таблиц - 9. Список литературы включает 105 наименований, из них 10 источников на английском языке. Магистерская диссертация содержит три приложения. Ключевые слова: «наставничество», «молодые специалисты», «профессиональные дефициты», «потенциальный ресурс», «дефицитарная модель».

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ