We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Arabic Language

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Арабский язык – крупнейший по числу носителей семитский язык, являющийся официальным языком в 25 странах мира и одним из рабочих языков ООН. Задолго до появления ислама в VII в. носители арабского языка начали расселяться по Ближнему Востоку, а исламские завоевания лишь многократно усилили эту тенденцию. История арабского языка тесно переплетена с историей христианства на Ближнем Востоке. Один из ранних письменных памятников на арабском языке – Зебедская надпись – происходит из христианского мартирия на территории Сирии, а большинство современных христианских церквей на Ближнем Востоке использует арабский язык в литургии. Арабский язык распространился на огромные территории, заметно потеснив языки, прежде имевшие хождение в регионе, в частности арамейский. Арабский важен для исследователей современных арамейских языков в Сирии и Ираке: в этих языках много адстратных арабских черт, часть носителей современных арамейских свободно владеет одним из арабских диалектов как языком общения с арабским большинством. Владение арабским языком на высоком уровне необходимо для специалиста по восточному христианству, а также для общей профессиональной культуры специалиста по любому семитскому языку. В рамках курса арабского языка студенты научатся читать и говорить на стандартном арабском, а также получат общее представление об арабской диалектологии: классификации и распространении живых арабских диалектов, и об их грамматическом устройстве.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1) овладение навыками чтения и письма на арабском языке; 2) освоение основных фактов фонологии, морфологии и синтаксиса арабского языка, достаточных для чтения и осуществления филологического анализа текстов на классическом арабском языке при помощи грамматических и лексикографических справочных материалов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение образовывать формы II, V, VII, VIII породы правильных и неправильных глаголов. Употреблять объектную частицу ʔiyyā-. Знать правила расположения энклитических аккузативных местоимений в цепочке, значения моделей CaCīC- и CaCCāC-. Образовывать диминутивы. Употреблять частицу layta. Знать количественные числительные второго десятка и употреблять с ними исчисляемое. Знать структуру арабского имени собственного.
  • Умение образовывать формы III, IV, VI, IX и X породы правильных и неправильных глаголов. Спрягать четырехсогласные глаголы. Образовывать формы прилагательных ʔaCCaCu – CaCCāʔu, имена места, инструмента, однократности и манеры действия. Употреблять десятки, сотни, тысячи с исчисляемым. Образовывать простые и составные порядковые числительные, дроби, дистрибутивные числительные. Строить конструкции с генитивом спецификации, фазовыми глаголами, безличными пассивными формами.
  • Умение образовывать формы субъюнктива, юссива и императива правильных и неправильных глаголов. Образовывать формы пассива I породы. Строить условные реальные и нереальные предложения. Образовывать формы усиленного наклонения.
  • Умение образовывать формы суффиксального спряжения правильных и неправильных глаголов. Образовывать простые глагольные предложения, правильно согласовывать субъект и глагольный предикат. Правильно употреблять генитивные и аккузативные формы личных местоимений, указательные местоимения. Образовывать активные и пассивные причастия I породы правильных и неправильных глаголов. Строить относительные предложения с определенной и неопределенной вершиной. Образовывать союзные фоновые предложения.
  • Умение строить формы префиксального спряжения правильных и неправильных глаголов. Спрягать частотные вдвойне неправильные глаголы. Образовывать конструкции со значением компаратива и суперлатива. Знать количественные числительные первого десятка и употреблять с ними исчисляемое. Правильно выбирать падежные формы в конструкциях с частицей ʔillā и абсолютным отрицанием.
  • Умение читать и писать почерком насх по-арабски. Склонять имена с основами различных типов. Умение образовывать атрибутивные и генитивные конструкции, генитивные цепочки. Умение строить именные предложения с прямым и обратным порядком главных членов (экзистенциальные и поссесивные предложения).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1
  • Тема 2
  • Тема 3
  • Тема 4
  • Тема 5
  • Тема 6
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • блокирующий Экзамен
  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен
  • 2024/2025 4th module
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен
  • 2025/2026 2nd module
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен
  • 2025/2026 4th module
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A grammar of classical Arabic, Fischer, W., 2002
  • An introduction to Koranic and classical Arabic, Thackston, W. M., 1994
  • Арабско-русский словарь : около 42000 слов, Баранов, Х. К., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Неправильные глаголы арабского языка : грамматический справочник, Яковенко, Э. В., 2000

Авторы

  • Дунцов Алексей Николаевич