We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ontology and Epistemology

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс “Онтология и теория познания” нацелен на освоение студентами классических и неклассических онтологических моделей, важнейших теоретико-познавательных парадигм и направлений, философских методологий, концепций истины, а также онтологических и гносеологических аспектов исследования культуры и истории. В отличие от курсов историко-философского характера, данный курс представляет философскую традицию в проблемно-теоретическом ракурсе, что дает возможность применения полученных знаний к анализу современных дискуссий по таким вопросам, как природа философского знания, роль метафизики в современной философии, соотношение метафизики и науки, субъектно-объектное отношение в теории познания, психофизическая проблема и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание рационально-теоретической базы для разработки совокупности мировоззренческих проблем, связанных пониманием отношения познания к действительности.
  • Ориентация студентов на проблемное мышление, противостоящее догматическому пониманию философии.
  • Ознакомление студентов с тем особым содержанием, которым постановка и решение онтологических и гносеологических проблем наполняются в каждую историческую эпоху.
  • Ознакомление студентов с различными подходами к анализу философских тем и формирование умения проводить сравнительный анализ изучаемых подходов.
  • Ориентация студентов на рациональный критицизм при анализе философских проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладание рационально-теоретической базой для осмысления природы философского знания, предмета и основных функций философии.
  • Знакомство с различными подходами к проблеме методологии философского познания, умеет проводить их сравнительный и критический анализ.
  • Знание предмета и основных функций онтологии и теории познания как философских дисциплин.
  • Знакомство с задачами и основными категориями классической онтологии, постановкой проблемы бытия и векторами ее решения.
  • Направленность на рациональный критицизм при анализе проблемы бытия.
  • Знание ключевых категорий и задач теории познания.
  • Знакомство с основными проблемными аспектами, связанными с отношением познания к действительности, определением понятий «знание», «истина».
  • Знакомство с категорией субстанции и связанными с ней категориями.
  • Знание оснований различения бытия и существующего (сущего), аргументов в пользу полагания трансцендентного характера бытия.
  • Знание специфики постановки и решения философских проблем пространства и времени в рамках различных теоретико-познавательных парадигм.
  • Знакомство с основаниями субъективизма.
  • Знание того особого содержания, которым категории субъекта и объекта наполняются в различные историко-культурные эпохи в зависимости от онтологических и гносеологических парадигмальных установок.
  • Знакомство с классической постановкой проблемы познания.
  • Знакомство с основными вариантами решения проблемы субстанции в классической онтологии.
  • Знакомство с различными подходами к проблеме соотношения чувственного и рационального в теории познания и умеет проводить их сравнительный и критический анализ.
  • Знакомство с критикой классической теории истины.
  • Обладание рационально-теоретической базой для проведения сравнительного и критического анализа различных концепций истины и самостоятельной разработки проблемы истины.
  • Знакомство с критикой понятия о субстанции.
  • Обладание рационально-теоретической базой для разработки проблемы «сознание-тело».
  • Знание основных понятий философии сознания.
  • Знакомство с ключевыми особенностями сознания как предмета познания.
  • Обладание рационально-теоретической базой для разработки совокупности проблем, связанных с пониманием природы сознания, основания его единства, отношения сознания к самосознанию.
  • Знание оснований и трудностей классической парадигмы философской онтологии и теории познания.
  • Обладание рационально-теоретической базой для разработки совокупности проблем, связанных с субъектно-объектным отношением в теории познания.
  • Знакомство с трансцендентализмом как гносеологической установкой, освоение его терминологического аппарата.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философия как вид знания. Специфика онтологии и теории познания как философских дисциплин.
  • Проблема бытия
  • Познание и знание. Истина как центральное понятие теории познания.
  • Проблема субстанциального начала бытия
  • Бытие как трансцендентное
  • Проблема онтологического статуса времени, пространства, движения. Проблема бесконечности.
  • «Философия субъекта» и ее роль в формировании классической теории познания.
  • Монизм и плюрализм как основные онтологические модели.
  • Источник и границы знания о субстанции: рационализм, эмпиризм, скептицизм.
  • Сознание как предмет познания. Проблема онтологического статуса сознания. Сознание и самосознание.
  • Классическая парадигма философской онтологии и теории познания: субъектно-объектный дуализм и проблема его преодоления
    Понятие «субъект» в античной философии, философии Средних веков и в Новое время: сходства и различия. Постановка проблемы познания в философских учениях Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма: общие черты. В чем состоит сходство рационализма и эмпиризма? Характер субъектно-объектного отношения в Новое время. Анализ трудностей классических концепций. Основания и суть «коперниканского переворота» в теории познания. Проблема обоснования возможности наук. Проблема различения априорного и апостериорного знания.
  • Трансцендентализм как теоретико-познавательная установка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Активность оценивается по десятибалльной шкале, при этом оценка складывается из баллов, полученных за устные ответы на каждом из семинаров. За активность на семинаре в рабочую ведомость выставляется 1, за минимально необходимое участие в обсуждении темы – 0,5, за присутствие без участия в обсуждении – 0,1. Суммарная оценка за активность вычисляется следующим образом: сумма баллов за все семинары умножается на 10 и делится на количество семинаров. Отсутствие активности на семинаре может быть отчасти (до 60% от количества баллов за активность) компенсировано выполнением письменного домашнего задания по итогам семинара. Возможна отработка семинара, пропущенного по уважительной причине. Отработка состоит из двух частей: 1) ответы на 3 вопроса гугл-формы по итогам данного семинара (вопросы гугл-формы есть в файле с заданием к семинару); 2) письменные ответы на 2 любых (на выбор студента) вопроса семинара (ответы должны быть даны своими словами с опорой на заданную к семинару литературу; примерный объем ответа на каждый вопрос - 2 тыс. знаков с пробелами). Если ответ на вопрос зачтен, то это дает 0,2 балла. Ответив на все 5 вопросов, можно получить полный балл за активность на семинаре.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная работа, время выполнения: 80 минут. Возможна отработка пропуска контрольной работы по уважительной причине. По договоренности между преподавателем и студентами выбирается дата и время для написания контрольной.
  • неблокирующий Эссе
    Написание эссе по одной из предлагаемых тем или по самостоятельно сформулированной теме, соответствующей тематике курса (во втором случае тема согласовывается с преподавателем по электронной почте). Объем работы: от 9000 до 12000 печатных знаков с пробелами. В списке литературы должно быть не менее 4 источников. Работа сдается через гугл-форму или по электронной почте не позднее чем за 2 недели до конца модуля. Обязательна проверка на плагиат.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен устный, по билетам. В каждом билете 2 вопроса из списка, с которым студенты могут ознакомиться не позднее чем за месяц до экзамена. На подготовку ответа на вопросы билета отводится 40 минут. Можно пользоваться литературой, конспектами лекций и прочими источниками информации. В процессе подготовки можно делать записи. При этом оценивается только устный ответ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    2024/2025 учебный год 4 модуль=Итоговая оценка по дисциплине=0,5*Накопленная оценка+0,5*Экзамен. Накопленная оценка = 0,4*Аудиторная работа+0,4*Контрольная работа+0,2*Эссе.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аристотель, -.  Метафизика / Аристотель ; переводчик А. В. Кубицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07009-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442222 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Аристотель, -.  Метафизика / Аристотель ; переводчик А. В. Кубицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 241 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07009-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455610 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Аристотель. Категории. - Репринтное воспроизведение издания 1939 г. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 124 с.- ISBN 978-5-16-012030-0. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348890
  • Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум [Электронный ресурс] / П. П. Гайденко. - М. : Прогресс-Традиция, 2017. - 529 с. - ISBN 978-5-89826-517-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018097
  • Декарт, Р.  Правила для руководства ума / Р. Декарт ; переводчик В. И. Пиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 97 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07153-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/422145 (дата обращения: 28.08.2023).
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Кант, И. Критика чистого разума (Пер. М. И. Владиславлева (1867), Н. М. Соколова) / И. Кант. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 452 с. — ISBN 978-5-507-11693-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5922 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Платон, -.  Пир. Апология Сократа / Платон ; переводчики С. К. Апт, М. С. Соловьев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 89 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06630-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455261 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Платон, Сочинения Платона / Платон. — Санкт-Петербург : Лань, [б. г.]. — Часть 2 : Критон. Федон. Менон. Горгиас. Алкивиад первый. Алкивиад второй — 2014. — 476 с. — ISBN 978-5-507-38110-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47039 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • В.В. Бибихин. (2005). ЧТЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИД (лекция 6). Историко-Философский Ежегодник, (2005). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16914636
  • Гибелев, И. (2013). Парадокс Трансцендентности Границы Человека: Случай Блж. Августина И Св. Ансельма. Фундаментальные Исследования, (8–5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15028078
  • Исторические типы рациональности /Отв. ред. В.А. Лекторский. - Т.1. - М., 1995. - 351 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347263
  • Лейбниц, Г.  Новые опыты о человеческом разумении / Г. Лейбниц ; переводчик П. С. Юшкевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 418 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11065-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455525 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Платон, Сочинения Платона Часть 5 (Филеб. Кратил. Теэтет) / Платон. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 568 с. — ISBN 978-5-507-38112-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47041 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Спиноза, Б.  Этика / Б. Спиноза ; переводчик Н. А. Иванцов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 240 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09695-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428381 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Рябушкина Татьяна Михайловна