• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Bachelor 2021/2022

History of Japan

Category 'Best Course for Career Development'
Category 'Best Course for Broadening Horizons and Diversity of Knowledge and Skills'
Category 'Best Course for New Knowledge and Skills'
Type: Compulsory course (Japanese Language and Literature)
Area of studies: Asian and African Studies
When: 3 year, 1-4 module
Mode of studies: distance learning
Open to: students of one campus
Instructors: Stepan Rodin
Language: English
ECTS credits: 4
Contact hours: 72

Course Syllabus

Abstract

The main goal of the course is to acquaint students with the course of the historical process throughout its entire course (from archaeological evidence to the present day). The history of Japan is considered taking into account the world historical process. The main attention is paid to the peculiarities of the political and institutional process, the evolution of the social structure and economic relations in their connection with spiritual culture.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Приобретение базовых знаний о ходе исторического процесса на территории современной Японии от первых археологических свидетельств пребывания человека на Японском архипелаге до 1185 г. (конец периода Хэйан)
  • приобретение базовых знаний о деятелях, событиях и исторических процессах в Японии XII-XIX веков
  • приобретение базовых знаний о деятелях, событиях и исторических процессах в Японии со времени Реставрации Мэйдзи по настоящее время
  • развитие навыков критического восприятия источников
  • развитие навыков критического восприятия источников;
  • знакомство с принципами японской историографии и формирование научной позиции в отношении ключевых событий периода в японской и зарубежной историографии
  • знакомство с принципами японской историографии и формирование официальной позиции относительно оценки деятельности сёгунов;
  • освоение терминологии и аналитического инструментария для написания исследовательских работ
  • освоение терминологии и аналитического инструментария для написания исследовательских работ; знакомство с ключевыми работами исследователей обозначенного периода.
  • знакомство с ключевыми работами исследователей обозначенного периода
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Ориентироваться в структуре бакуфу
  • Быть способным дать оценку влиянию европейской культуры на Японию в период объединения
  • Быть способным дать оценку последствиям японской политики для страны и мира
  • Знать имена объединителей Японии;
  • Знать основные военные кампании периода Сёва;
  • Знать основные военные кампании периода Сэнгоку;
  • Знать основные даты периода Камакура;
  • Знать основные даты периода Муромати;
  • Знать основные даты периода Мэйдзи;
  • Знать основные даты периода Тайсё;
  • Знать основные реформы оккупационного правительства;
  • Знать основные реформы сёгунов Токугава;
  • Знать основные труды, составлявшие японскую идеологическую модель;
  • Знать причины появления системы двоевластия;
  • Знать причины реставрации Мэйдзи;
  • Ориентироваться в структуре Асикага бакуфу
  • Ориентироваться в структуре нового правительства
  • Понимать принципы выделения подпериодов Намбокут и Сэнгоку дзидай в историографии;
  • Понимать специфику японских терминов «дэмокураси» и «минсю сюги»;
  • умение охарактеризовать важнейшие особенности периода яёй; уметь дать оценку роли мигрантов в складывании культуры яёй;
  • умение охарактеризовать основные особенности курганного периода; знать основные историографические трактовки проблемы Яматай; уметь охарактеризовать основные источники по курганному периоду; знать основные этапы и особенности формирования раннеяпонского государства.
  • уметь выделить и проанализировать причины распада системы «рицурё»; знать особенности соотношения конфуцианства, буддизма и синто в рамках официальной идеологии.
  • уметь выделить причины переноса столицы в Хэйан; знать особенности административного и экономического функционирования столицы Хэйан; уметь охарактеризовать основные культурно-исторические изменения периода.
  • уметь дать общую характеристику политической культуры периода Хэйан; уметь охарактеризовать традицию отречений от трона в японской политической культуре и причины возникновения системы инсэй.
  • уметь дать общую характеристику социальной структуре периода Хэйан; знать особенности функционирования центра и периферии; уметь охарактеризовать особенности поместий сёэн и их эволюцию.
  • Уметь ориентироваться в научной литературе и источникам по нихондзинрон;
  • Уметь ориентироваться в научной литературе по периоду Эдо;
  • уметь охарактеризовать важнейшие источники по периоду Хэйан; знать хронологию и общие особенности периода; знать важнейшие методы анализа средневековых источников.
  • уметь охарактеризовать географические условия японского архипелага в древности, их влияния на историко-культурный процесс; знать особенности японской периодизации истории; знание основных календарных систем, применявшихся в Японии.
  • уметь охарактеризовать законодательные своды «Тайхорё» и «Ёрорё»; знать структуру и особенности функционирования государственного аппарата; знать основные функции японского императора и соотношение местных и континентальных представлений о верховной власти; знать основные события политической истории эпохи Нара.
  • уметь охарактеризовать основные буддийские школы в Японии эпохи Хэйан; уметь охарактеризовать процесс синкретизма синто и буддизма; знать особенности независимых от Китая религиозных школ.
  • уметь охарактеризовать основные особенности официальных контактов Японии с континентальными странами; уметь выделить и проанализировать причины сворачивания внешних контактов и последствия такой политики.
  • уметь охарактеризовать основные особенности японских исторических хроник; знать основные особенности возникновения собственной исторической школы и основные исторические сочинения.
  • уметь охарактеризовать основные письменные и изобразительные источники; уметь охарактеризовать значение создания слоговой азбуки и ее роль в развитии литературы; знать особенности функционирования китаеязычных и японских текстов в культуре; уметь охарактеризовать традицию составления императорских поэтических антологий; знать основные жанры художественной литературы и главные литературные произведения; уметь охарактеризовать живопись ямато-э и особенности ее бытования.
  • уметь охарактеризовать основные эпиграфические и нарративные источники по истории древней Японии.
  • уметь охарактеризовать особенности взаимоотношений Японии с континентом в периоды Асука и Нара; знать основные цели, состав и значение японских посольств на континент.
  • уметь охарактеризовать представления о времени и пространстве; знать главные мифы японской мифологии; уметь дать характеристику основных синтоистских ритуалов; знать основные синтоистские святилища и особенности организации храмового пространства.
  • уметь охарактеризовать самурайство как особую социальную группу; знать особенности организации вооруженных сил; уметь охарактеризовать процесс формирования самурайства как отдельного сословия.
  • Уметь характеризовать деятельность сёгунов и их советников
  • Уметь характеризовать деятельность японского правительства по восстановлению международного имиджа страны
Course Contents

Course Contents

  • Введение: основное содержание курса. Периодизация. Географические особенности архипелага
  • Тема 1. Япония в период Камакура. Сёгунат Минамото
  • Тема 1. Япония в период Мэйдзи. Реставрация и реформы.
  • Палеолит и период Дзёмон (неолит)
  • Тема 2. Период Муромати. Род Асикага.
  • Тема 2. «Демократия» Тайсё. Политические и культурные процессы в Японской империи после Мэйдзи.
  • Период яёй (бронзово-железный век)
  • Тема 3. Междоусобные войны. Деятельность объединителей Японии.
  • Тема 3. Япония в первой половине периода Сёва. Причины и последствия милитаризации.
  • Курганный период (кофун, раннежелезный век)
  • Тема 4. История периода Эдо. Токугава бакуфу.
  • Тема 4. Япония после 1945 года. Оккупация, восстановление, самоопределение.
  • Период Асука и формирование раннеяпонской государственности
  • Письменные источники по истории древней Японии
  • Столица Нара
  • Японское государство в период Нара
  • Мир человека Нара
  • Япония и внешний мир в древности
  • Общая характеристика периода Хэйан (794-1185)
  • Столица Хэйан и ее обитатели
  • Социальная структура в период Хэйан
  • Политическая культура в период Хэйан
  • Распад системы "рицурё"
  • Формирование основ национальной культуры
  • Религиозная ситуация
  • Внешние контакты в период Хэйан
  • Исторические сочинения
  • Формирование самурайства
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Работа на семинарах
  • non-blocking Реферат
  • non-blocking Экзамен
  • non-blocking работа на семинарах
  • non-blocking контрольные работы
  • non-blocking домашние задания
  • non-blocking экзамен
  • non-blocking работа на семинарах
  • non-blocking контрольные работы
  • non-blocking домашние задания
  • non-blocking экзамен
  • non-blocking Зачёт
    Проводится в конце 1 семестра (2 модуль)
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2019/2020 3rd module
    0.3 * Экзамен + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Реферат + 0.3 * Зачёт
  • 2019/2020 4th module
    0.35 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен + 0.35 * Реферат
  • 2020/2021 4th module
    0.2 * контрольные работы + 0.2 * экзамен + 0.2 * работа на семинарах + 0.4 * домашние задания
  • 2021/2022 4th module
    0.4 * домашние задания + 0.2 * работа на семинарах + 0.2 * контрольные работы + 0.2 * экзамен
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Groemer, G. (2019). Portraits of Edo and Early Modern Japan : The Shogun’s Capital in Zuihitsu Writings, 1657–1855. Singapore: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2145754
  • Peng, H. (2019). Trade Relations Between Qing China and Tokugawa Japan : 1685–1859. Singapore: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2156657
  • Император Мэйдзи и его Япония, Мещеряков, А. Н., 2009
  • История Древней Японии : учеб. пособие для вузов, Мещеряков, А. Н., 2010
  • История японской культуры, Мещеряков, А. Н., 2011

Recommended Additional Bibliography

  • Kidder J.E. Himiko and Japan`s Elusive Chiefdom of Yamatai: Archaeology, History and Mythology. University of Hawaii Press, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3413342
  • Боги, святилища, обряды Японии : энциклопедия синто, Бачурин, А. С., 2010
  • История и культура традиционной Японии 3, , 2010
  • История религий Японии IX - XII вв., Трубникова, Н. Н., 2009

Authors

  • MESCHERYAKOV ALEKSANDR NIKOLAEVICH
  • SAKHAROVA EVGENIYA BORISOVNA
  • RODIN STEPAN ALEKSEEVICH