We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Bachelor 2020/2021

Archaeology

Category 'Best Course for New Knowledge and Skills'
Type: Compulsory course (Classical Studies)
Area of studies: Philology
When: 2 year, 1, 2 module
Mode of studies: offline
Open to: students of one campus
Language: English
ECTS credits: 4
Contact hours: 40

Course Syllabus

Abstract

Структурно классическая археология принадлежит к группе дисциплин первого года обучения в магистратуре. Она непосредственно связана как с адаптационными дисциплинами магистерской программы («Античная и восточная археология», «Введение в грамматику древних языков»), дисциплинами базовой части («История исторической науки», «Историческая текстология», «Естественнонаучные методы в археологии, физическая антропология, палеогенетика, основы геоинформатики»), дисциплинами вариативной части курса («История археологических методов, теорий и законодательства»); равно как и с дисциплинами по выбору («Археология Ирана и Средней Азии», «Библейская археология и археология фараоновского Египта», «Черноморский регион, Кавказ и Закавказье в древности», «Археология евразийских степей: железный век и раннее средневековье»).
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Представить и объяснить студентам специфику истории формирования классической археологии, а также её место в системе наук;
  • Объяснить студентам чем обусловлены особенности археологических источников, как объектов научного исследования, а также обучить их специализированной методике их исследования;
  • Заложить у студентов основы системы знаний о классической археологии, как дисциплине являющейся неотъемлемой частью классической истории, лежащей в основе европейской цивилизации, как наследницы греко-римской.
  • Представить студентам культуру античного мира, как специфический объект археологического изучения;
  • Обучить студентов основным умениям и базовым навыкам, необходимым при работе с научной литературой;
  • На основании изучения археологических источников, относящихся к классической археологии, сформировать у студентов понимание гуманистических общечеловеческих ценностей Античной цивилизации.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Усвоить основной историографический и источниковедческий материал, относящийся к истории становления классической археологии, как науки;
  • Успешно усвоить знания и методику, а также уметь применять эти навыки на практике при работе с историческими и археологическими источниками;
  • Научиться использовать и успешно применять полученные знания, как при проведении научных исследований, так и в педагогическо-образовательной деятельности.
  • Проанализированы особенности изучения античных древностей в эпоху Возрождения.
  • Рассмотрена история исследований этрусских археологических памятников. Проанализирован феномен "антикваризма".
  • Студенты владеют основными принципами метода изучения памятников классической археологии, постулированных И.И. Винкельманом.
  • Проанализированы этапы изучения памятников классической археологии в XIX в., в том числе переход к систематическому изучению древностей и возникновение необходимых для этого институтов.
  • Рассмотрены этапы археологического исследования памятников Малой Азии, в том числе раскопки Генриха Шлимана.
  • Студенты владеют историей исследований археологических памятников Греции в конце XIX - начале XX вв.
  • Проанализированы особенности изучения античных археологических памятников в Италии.
  • Рассмотрена история возникновения национальных археологических институтов, их основные направления исследований.
  • Проанализированы методы археологических исследований, принятых в DAI.
  • Проанализированы направления исследований в Британском институте в Анкаре и Британской школе в Афинах.
  • Проанализированы результаты археологических исследований, проводимых в Американском институте.
  • После анализа основных направлений и результатов исследований можно обобщить и выделить основные методики ведения археологических раскопок и правила организации научной деятельности в системе научно-исследовательских институтов и центров в современном мире.
Course Contents

Course Contents

  • Введение. Предмет рассмотрения. Термины и понятия.
    Предмет рассмотрения. Что понимается под археологией, историей и в чём заключается специфика классической археологии. Исследования исторического процесса, с анализом событий и установлением их закономерностей, причины хозяйственных преобразований и социальных изменений в контексте задач классической археологии. Критическое направление в археологии (сер. ХХ в.) в контексте современной проблематики классической археологии. Необходимость изучения историографии, как неотъемлемого процесса понимания процессов постановки задач, развития методов и критической оценки результатов в долгосрочной перспективе Содержание термина αρχαιολογια " (Socr., Hippias Maj., 285b – 286c) в античности и его отличие от современного понятия и содержания археологии. В античности объекты древней материальной культуры практически никогда не служили источниками для изучения и выводов и, как следствие не предпринималось систематических попыток их открытия.
  • Обзор историографии классической археологии.
    "Античный мир дал историков, географов и этнографов, но не археологов. Первобытная археология – единственная гуманитарная наука, которую мы не можем возвести к грекам" (Daniel 1950: 16). Автор относил это не только к первобытной археологии, но и к археологии вцелом. Античная материальная культура является объектом изучения классической археологии, но археологи античного мира не известны и не будет преувеличением сказать, что их не было. Особенности классической археологии и необходимость изучения её историографии. Необходимость и важность изучения истории классической археологии, в частности истории формирования археологического мышления. Основные различия между зарубежной и отечественной историографией по проблемам классической археологии и причины их появления. История классической археологии, рассмотренная как история идей истории искусств ¬¬ проблемная история археологии Макса Вегнера (Wegner 1950); "Культурная история классической археологии" Гельмута Зихтермана (Sichtermann 1996). Дидактическая археология античников, и сенсационная археология популяризаторов исходили из того, что ход и повороты науки определяются выдающимися личностями. Классовые позиции советской археологии и её отличие от западной. "Очерки истории российской археологии" А. А. Формозова (1961). Анализ современной отечественной ситуации в истории классической археологии. Полное отрицание позитивного вклада марксизма в археологию (Формозов А.А. "Русские археологии до и после Революции", 1995). Стремление к выявлению изменений типичного менталитета учёных на уровне микросоциума исследований и преподавания (Тункина И.В., 2002).
  • Проблема начала классической археологии. Представления о древностях у древних эллинов и римлян.
    Не будет большим преувеличением сказать, что именно с археологии Греции и Рима началась археология, как наука о понимании прошлого посредством изучения его материальной культуры. Некоторые из наиболее важных достижений современной археологии, такие как методика ведения раскопок и работы с археологическими источниками, экспериментальная археология и подводная археология, возникли именно в классической археологии. “О родословиях героев и людей, о переселениях, т. е. о том, как в старину основывались города, и вообще о всей археологии” (πάσης τῆς ἀρχαιολογίας). Это первое упоминание в памятниках письменности термина „археология“ (Plat. p. 258 D). Под „археологией“ в эпоху Августа понимали древнейший период истории того или иного народа. Описывая историю Греции до Троянской войны Диодор Сицилийский употребляет термин „эллинские археологии“ (I, 4) применительно к древнейшим, по представлениям его современников, событиям. Тоже мы находим у Страбона, указывавшего, „археологии“ (древнейшие истории) прославили остров Скирос (XII, p. 565). Таким образом археология – единственная гуманитарная наука, которую мы не можем возвести к грекам. Античный мир дал историков, географов и этнографов, но не археологов. Античная материальная культура является объектом изучения классической археологии, но археологи античного мира не известны.
  • Классические древности в Средние века.
    Религия имела огромное значение в средневековом мире, а религиозным центром тогдашней Европы был Рим с резиденцией главы католической церкви. Сразу же после падения Римской Империи началось разграбление античных древностей (Король Теродорих Великий, V—VI вв.). Увлечение античным наследием в период правления Карла Великого, как следствие идеи восстановления Римской Империи. Каролинговский Ренессанс XII—XIII вв.: экспедиции в Италию с целью вывоза древностей (Император Фридрих II, епископ Генрих Винчестерский). Стремление обладать античными, главным образом римскими, древностями как правило основывалось на варварском желании обладать предметами, которые являлись показателями высокого статуса и богатства обладателя. Начиная с к.XIII в. происходят в мышлении людей происходят изменения. Появляются университеты, как светские образовательные центры. Одними из наиболее ранних европейских университетов были Монпелье (1289 г.), Болонья (1317 г.), Кембридж (1318 г.). В конце XIV в. были основаны университеты в таких городах, как Вена, Гейдельберг, Прага.
  • Классические древности в период Ренессанса и Реформации.
    Первый исследователь римских древностей Кола ди Риенцо (1314 – 1354 гг.) и первый в мире закон об охране памятников прошлого. Описание руин Рима и музей Поджо Браччолини (1380—1463 гг.). Вопрос о достоверности и надёжности письменных источников и отнесение материальных объектов (сооружения, надписи, монеты) sigulla historiarum. (Кириак из Анконы, 1391 – 1454(5) гг.). Помпоний Лэт, организовал на Квиранале, в Риме, в 1478 г. Коллекционирование и антикваризм. Раскопки направленные на поиск древностей, как характерная черта периоды. Раскопки виллы Адриана (Лигорио в XVI в.). Развитие гуманитарных знаний в период Ренессанса XVI в., как основа развития антикварных занятий, направленных на изучение древностей Рима. Открытие в к. XV в. сочинения Витрувия в библиотеке Сан-Галленского монастыря и его влияние на архитекторов XVI в. (Виньола, Палладио).
  • Поздний антикваризм. Первые раскопки Геркуланума и Помпей.
    Гори и интерес к этрусским древностям („Museum Etruscum“, 30 г. XVIII в.). Особенности антикваризма: исследования зависят от субъективных интересов, вкусов и пристрастий отдельных лиц, без определённого плана и единичными силами. Энергичный и вдохновлённый дилетантизм как характерная черта исследований XVII—XVIII вв. Собиратели и ученые указанного времени были лишены широты научного обзора и художественного вкуса, без чего невозможно понять и оценить памятники старины. Поэтому антикварная наука XVII--XVIII в. в настоящее время представляет интерес главным образом для историков науки.
  • Иоган Иоахим Винкельман и основание классической археологии.
    Биография Винкельмана и его становление, как исследователя, впервые увидевшего в римских антиках копии греческих оригиналов. "Греки, создавали прекрасное, по-видимому, так же, как делают горшки" (Избр.: 198). "История искусства древности» (1764 г.) и переход при работе с классическими древностями от изучения фактов к поискам закономерностей и построению системы. Основные принципы метода Винкельмана: полнота свода источников, внимание к мелочам, многократность наблюдения, аутопсия. Классификация расписной керамики Эдуарда Герхарда (начало ХХ в.), как частный пример применения метода Винкельмана. Курс "Археология искусства древности, преимущественно греков и римлян" Кристина Готлаба Гейне в Гёттингенском университете. Анализ влияния Винкельмана на развитие классической археологии и актуальность его подхода к изучению классических древностей в наши дни.
  • Начало систематического исследования классических древностей археологическими методами.
    Французская экспедиция в Египет и музей Наполеона в Париже. „Эльгинские мраморы“ в Лондоне Миллэн. Катрмер де Кенси. Работы Додуэла и Лика в Греции. Эгинский и Фигалийский храмы. Морейская экспедиция. Цоэга. Гергард. Институт Археологической Корреспонденции. К. О. Мюллер и его „Руководство“. Велькер. О. Ян. Освобожденная Греция, Археология в 20-х—40-х годах г.г. XIX в. Путешествия по Греции и Малой Азии, Месопотамии, Персии, Палестине, Финикии и Сирии. Исследования в Египте и Киренаике. Изучение памятников греческой архитектуры. Археологические Институты, Школы и Общества (ауд. занятий 5 часов, самостоятельная работа 5 часов)
  • Раскопки античных памятников Малой Азии в.п. XIX – нач. XX вв.
    Раскопки Генриха Шлимана в Трое, Микенах, Орхомене и Тиринфе (1871—1890 гг.), открытие Микенской культуры. Вильгельм Дёрнфельд и зарождение немецкой школы классической археологии. Раскопки германского правительства в Магнезии на Меандре (под руководством Гумана, 1891–95 гг.). Раскопки Берлинских Королевских Музеев, под главным руководством Гумана (с 900 г. под руководством Дёрпфельда), в Пергаме (Пергамский алтарь). Обнаружение и раскопки Ассоса, храм Афины (Джозеф Т. Кларк, Фрэнсис Х. Бэкон, Роберт Кольдевей, 1881—1883 гг.). Раскопки Берлинских Королевских Музеев в Приене (1895—99 гг), исследование храма Афины. Австрийские раскопки, под руководством Гебердея (1896—1907 гг.) в Эфесе. Начало больших немецких, под руководством Виганда, раскопок в Милете в 1889 г.
  • Раскопки памятников античных Греции и Архипелага в.п. XIX – нач. XX вв.
    Раскопки германского правительства в Олимпии (Э. Курциус и Адлера). Гермес Праксителя, Ника Пеония, метопы и фронтоны храма Зевса. Раскопки Французской Школы в Афинах на Делосе (1887—1894, 1902—1913 гг.). Раскопки святилища Асклепия в Эпидавре (1881—1903) и Элевсине (1882—90 гг.) и на афинском акрополе (1885—91 гг.) проводившиеся Греческим Археологическим Обществом. Раскопки французского правительства, под главным руководством Омолля, в Дельфах (1893—1901 гг.). 1900 г. --начало раскопок на Крите. Эванс и его раскопки дворцового комплекса в Кноссе. Раскопки баварского правительства, под руководством Фуртвенглера, на о. Эгина. Фронтоны храма Афины (1901-1905 гг.).
  • Раскопки античных памятников Италии в.п. XIX – нач. XX вв.
    В 1706 г. в Портичи крестьянином, который копал колодец были найдены мраморные блоки. Князь д'Эльбёф, нуждавшийся в строительном материале, купил этот участок и в результате раскопок помимо блоков обнаружил архитектурные детали, надписи и статуи. который нуждался в строительном материале. Находки статуй возле деревни Ресина (Помпеи). Раскопки Помпеи и Геркуланума в традициях кладоискательства под руководством инженера Рокко Хоакина Алькубиерре и начало исследовательской традиции в работах Карла Вебера. Раскопки форума в Риме под руководством в 70-90 гг. XIX в. (Пьетро Роза, Ланчани, Бонн). Открытие фресок церкви S. Maria Antiqua, работы на Палатине. Museo Nationale в термах Диоклетиана. Исследование и издание колонн Траяна и Марка Аврелия. Исследования амфорного холма Тестаччо с 1872 г. (Генрих Дрессель; Corpus Inscriptionum Latinarum XV). Масштабные раскопки и исследования античных храмов и некрополей в Южной Италии начиная с последней четверти XIX в.
  • Организация археологической работы в классической археологии.
    Немецкий Археологический Институт и его отделения. Французская Школа в Афинах и в Риме. Американский Археологический Институт. Английская школа в Афинах и в Риме. Итальянская Школа в Афинах. Австрийский Археологический Институт и Центральная Комиссия. Академия Линчеев в Риме. Археологические Общества. Археологические журналы.
  • Немецкий археологический институт и его проекты по изучению классических древностей.
    Миссия и структура Немецкого археологического института (DAI). Отделения в Стамбуле, Риме и Афинах. Проекты в Турции (акрополь Пергама, Приена и Милет, храм Апполона в Дидимах, некрополь Панормос, проект по изучению надписей из Ойноанды, Патары и Лимуры); в Греции (работы в Афинах, раскопки в Коринфе, храм Геры на Лесбосе, римские скульптуры о. Самос); в Северном Причерноморье (раскопки на Таманском п-ове, хора Ольвии).
  • Британский институт в Анкаре и Британская школа в Афинах. Основные проекты по изучению классических древностей
    Миссия, структура, археологические исследовательские проекты. Исследовательский проект в Писсидии (Турция). Раскопки в Амориуме (Турция). Обзор исследовательских проектов и раскопок в Олинфе, Кноссе, на о. Китера. Раскопки и исследования в Восточном Причерноморье (Пичвнари).
  • Американский институт. Основные проекты и издания.
    Миссия, структура, археологические исследовательские проекты и отделения. Образовательные программы и библиотеки. Исследования Турции: Троада, Ассос, город Мидаса и Гордион. Американская школа в Афинах. Раскопки в Коринфе, Афинской агоре и о. Самофракия: основные направления исследований, результаты и публикации.
  • Организация научной деятельности в системе научно-исследовательских институтов и центров. Методика археологических раскопок. Археологические словари и энциклопедии
    Реальная энциклопедия науки о классической древности (Pauly-Wissowa). Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC). Corpus Vasorum Antiquorum. Библиотечная сеть и библиотеки основных научно-исследовательских центров. DAI и библиотечный каталог Zenon. База данных античной расписной керамики (Beazley Archive). Обзор основных изданий и научных серий, издаваемых научно-исследовательскими институтами и центрами, занимающимися исследованиями в области классической археологии (Athenian Agora, Archäologischen Anzeiger, Anatolian Studies, American Journal of Archaeology, Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Antike Kunst, Ancient Civilizations from Scythia to Siberia и др.). Особенности системы организации раскопок и методики работы с археологическими источниками в различных археологических школах. Обзор системы грантов и стипендий в основных научно-исследовательских центрах, специализирующихся на изучении памятников классической археологии.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking экзамен
  • non-blocking эссе
  • non-blocking Письменные работы
  • non-blocking Аудиторная работа
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (2 module)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Письменные работы + 0.7 * экзамен + 0.1 * эссе
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Andrew R. Dyck. (2005). Schliemann on the Excavation of Troy: Three Unpublished Letters. Greek, Roman, and Byzantine Studies, (3), 323. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.784ee91abc5b483da8a7bb73b7b07c38
  • Bintliff, J. L. (2004). A Companion to Archaeology. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108701
  • DAVID RANDALL-MACIVER. (2017). The Etruscans. [Place of publication not identified]: Muriwai Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1544338
  • Haggis, D. C., & Antonaccio, C. M. (2015). Classical Archaeology in Context : Theory and Practice in Excavation in the Greek World. Berlin, Germany: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=999655
  • Osborne, R., & Alcock, S. E. (2012). Classical Archaeology (Vol. 2nd ed). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=442089
  • Shanks, M. (1996). The Classical Archaeology of Greece : Experiences of the Discipline. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=93872
  • Whitling, F. V. (DE-588)1162308249, (DE-627)1025886518, (DE-576)507333330, aut. (2019). Western Ways foreign schools in Rome and Athens Frederick Whitling. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.515880086

Recommended Additional Bibliography

  • Blanc, J. (2018). Winckelmann et l’invention de la Grèce. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.607885B5
  • British School at Athens. Managing Committee., & British School at Athens. (n.d.). The Annual of the British School at Athens. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B513FD06
  • Domański, J. (2013). Remarks on the Medieval and Renaissance ‘Contempt of the World’ and ‘Human Misery’ (Lotario – Poggio Bracciolini – Erasmus of Rotterdam). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2A42D67E
  • Foucault, Winckelmann, die Archäologie und die Epochenstilgeschichte. (2019). https://doi.org/10.16995/lefou.53
  • Gori, A. F. (1691-1757). (1737). Museum etruscum, exhibens insignia veterum Etruscorum monumenta . edita et illustrata observationibus Antonii Francisci Gorii,. France, Europe: in aedibus auctoris (Florentiae). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4F401FAC
  • Samida, S. (2012). Heinrich Schliemann. [N.p.]: A. Francke. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1830702